Центробежный масляный фильтр принцип работы

Масляный фильтр МАФ

Масляный фильтр предназначен для очистки масла, поступающего к трущимся деталям двигателя. Он установлен вертикально около нагнетателя двигателя на кронштейне, приваренном к перегородке силового отделения.

Фильтр состоит из корпуса 4 (рис. 164), крышки 2, трех фильтрующих секций 5, 6 и 7, полого стержня. редукционного 8 и запорного 12 клапанов.

Корпус 4 представляет собой стакан, отлитый из алюминиевого сплава, в котором выполнены приливы с обработанными отверстиями и ввернутыми в них штуцерами. К штуцеру 13 присоединяется маслопровод от нагнетающей секции масляного насоса, а к штуцеру 14—маслопроводы, отводящие масло от фильтра к крышке центрального подвода масла и нагнетателю двигателя. В штуцере 14 установлен запорный клапан.

Клапан состоит из шарика 17, пружины 16 и колпачка 15. В центральное отверстие стакана запрессована пробка // с внутренней резьбой, в которую ввернут полый стержень 9 с приваренной к нему с одной стороны центрирующей втулкой, крепящейся к дну стакана болтами. С другой стороны стержень имеет внутреннюю резьбу, в которую ввернут стяжной болт / с воротком, прижимающий крышку к корпусу фильтра; Стык корпуса фильтра с крышкой уплотняется резиновым кольцом 3.

Во внутреннюю расточку крышки установлены пружины и чашка, которые от выпадания удерживаются стопорным кольцом. Пружина через чашку плотно прижимает втулки фильтрующих секций друг к другу и внутреннюю секцию к обработанной площадке корпуса.

Фильтрующие секции 5, 6 и 7 представляют собой латунные гофрированные стаканы с навитой на них латунной калиброванной лентой, имеющей специальный профиль, образующий конические щели шириной 0,04—0,09 мм. К гофрированным стаканам припаяны двойные донышки, к центральной части которых припаяны .втулки с отверстиями для отвода очищенного масла из полостей фильтрующих секций в полость стержня.

Масло из насоса к коленчатому валу двигателя, минуя фильтрующие секции фильтра (в случае их засорения), перепускается через клапан 8. Пружина клапана отрегулирована на перепад давления в фильтре Д,7—5,8 кгс/см 2 .

Работа масляного фильтра. Масло из нагнетающей секции масляного насоса через входной штуцер подводится в корпус фильтра и заполняет внутренний объем вокруг фильтрующих секций. Затем масло под давлением проходит через щели фильтрующих секций, очищаясь от механических примесей, и по гофрированным поверхностям стаканов поступает в полости, образованные двойными донышками секций, а из них— в полость стержня.

Пройдя овальные отверстия в стержне, отверстия в корпусе фильтра и запорный клапан, масло выходит из фильтра и по трубопроводу подводится к крышке центрального подвода масла и параллельно на смазку нагнетателя двигателя.

По мере загрязнения щелевых секций или загустевания масла гидравлическое сопротивлений фильтра возрастает; когда оно превысит 4,7—5,8 кгс/см 2 , шарик перепускного клапана отойдет от седла, и масло по сверлению в корпусе фильтра пройдет без очистки к штуцеру 14.

Масляный центробежный фильтр МЦ-1

Масляный центробежный фильтр МЦ-1 предназначен для тонкой очистки масла от механических примесей. Он установлен в силовом отделении с правой стороны нагнетателя и крепится двумя лентами к кронштейну. Кронштейн крепится четырьмя болтами к средней балке силового отделения.

Масляный центробежный фильтр состоит из корпуса 5 (рис. 165), крышки 2, ротора, стержня 4, болта / и сливного патрубка 8.

Корпус фильтра отлит из алюминиевого сплава. В центральной бобышке корпуса глухой гайкой закреплен стержень 4, в нижней части которого имеются каналы для прохода масла. В верхнюю часть стержня ввертывается болт /, плотно стягивающий крышку фильтра с корпусом. Стык болта с крышкой фильтра уплотняется медным кольцом, а стык крышки фильтра и корпуса — резиновым кольцом 16.

На стержне установлен ротор, который состоит из корпуса //, крышки 13, втулки 17, двух трубок 14 и стяжной гайки 3. На выступающую центральную часть корпуса ротора навернута и закреплена двумя винтами втулка 17, на которую навертывается гайка 3, плотно стягивающая крышку и корпус ротора. Стык гайки с крышкой ротора уплотняется алюминиевой прокладкой, а стык крышки ротора с корпусом — резиновой прокладкой 12. В нижней части корпуса ротора снаружи ввернуты два сопла 7 с отверстиями диаметром 2 мм, а внутри—две стальные трубки 14, имеющие д

верхней части „щелевые фильтры 15. Ротор нижней частью опирается через кольцо 6 на бурт стержня, а, перемещение его вверх ограничивается втулкой 18 и пружиной 19, установленными в крышке фильтра и удерживаемыми в ней от выпадания стопорным кольцом.

Слйвной патрубок 8 крепится к корпусу фильтра шпильками. Стык между ними уплотнен паронитовой прокладкой.

Редукционный клапан 8 (рис. 166) масляного насоса поддерживает необходимое давление масла на входе в масляный центробежный фильтр. Он установлен на штуцере, отводящем масло из откачивающих секций масляного насоса, и состоит из корпуса 6, штуцера 4, шарика 7 и пружины 5. Стык корпуса клапана со штуцером уплотняется медным кольцом 3:

Работа центробежного фильтра МЦ-1 основана на использовании центробежных сил для разделения масла и механических примесей вследствие разности их плотностей. Фильтр, •подключенный параллельно v, откачивающей магистрали, имеет свободный слив отфильтрованного масла в картер двигателя.

При работе двигателя большая часть масла (70—80%) из откачивающих секций масляного насоса проходит через штуцер редукционного клапана 8 к радиаторам и баку. Так как перепускное отверстие в корпусе клапана небольшого диаметра, то в маслопроводе, подводящем масло к центробежному фильтру МЦ-1, создается давление, которое ограничивается пружиной редукционного клапана. Пружина отрегулирована на давление открытия клапана, равное 6 кгс/см 2 .

Читайте также:  Как подключить сигнализацию леопард

Если давление в корпусе клапана достигает 6 кгс/см 2 , то клапан открывается, и часть масла дополнительно перепускается в штуцер к радиаторам и в бак. Меньшая часть масла под давлением, поддерживаемым редукционным клапаном, поступает к центробежному фильтру и по каналам в корпусе фильтра и стержня попадает в рабочую полость ротора. Затем масло проходит через щелевые фильтры стальных трубок и поступает к соплам. Вытекая из сопел в виде двух противоположно направленных струй, масло создает реактивный момент, который вращает ротор вместе с находящимся в нем маслом.

В результате вращения возникают центробежные силы, под действием которых механические примеси, находящиеся в масле и имеющие большую плотность, отбрасываются и отлагаются на стенках ротора плотным слоем. Очищенное масло свободно сливается по патрубку 9 в картер двигателя. На эксплуатационных оборотах и при нормальных давлении и температуре масла в магистралях двигателя ротор масляного центробежного фильтра вращается с частотой 5500— 6000 об/мин.

Промывка масляного центробежного фильтра МЦ-1. Для обеспечения доступа к центробежному фильтру МЦ-1 необходимо открыть крышу над двигателем.

Промывку производить в следующем порядке:

— отвернуть болт 1 (рис. 165), снять крышку 2;

— вынуть ротор с крышкой 13 и дать стечь маслу из ротора;

— установить ротор в приспособление (из ЗИП двигателя, находящегося в эксплуатационном комплекте);

— ввернуть винты приспособления так, чтобы они вошли в отверстие «а» корпуса ротора;

— отвернуть гайку 3 ключом из ЗИП, снять крышку 13 ротора;

— очистить отложения с внутренних поверхностей крышки 13 и корпуса 11 ротора, после чего промыть детали ротора чистым дизельным топливом; при наличии сжатого воздуха обдуть детали.

Примечание. Необходимо обратить особое внимание на чистоту сопел 7; в случае засорения отверстий сопел осторожно прочистить их мягкой (медной или алюминиевой) проволокой диаметром 1,8 мм и продуть сжатым воздухом;запрещаетсяпрочищать отверстия в соплах острыми металлическими предметами и стальной проволокой.

— промыть корпус и крышку фильтра МЦ-1 дизельным топливом, смачивая салфетки и протирая ими детали, с последующей протиркой сухими чистыми салфетками;

— определить состояние и положение прокладки 12 между крышкой и корпусом ротора; если прокладка разбухла или сильно раздавлена, ее необходимо заменить новой из ЗИП двигателя;

— не вынимая корпуса ротора из приспособления, установить крышку и затянуть гайку ключом из ЗИП;

— установить ротор в корпус центробежного фильтра МЦ-1; опускать ротор на стержень следует осторожно, чтобы не повредить подшипник ротора;

— определить состояние резинового кольца 16 между крышкой и корпусом центробежного фильтра МЦ-1 и при необходимости заменить его новым из ЗИП двигателя;

установить на место крышку центробежного фильтра МЦ-1, после чего завернуть болт 1;

— пустить двигатель, прогреть его на холостом ходу, убедиться в отсутствии течи масла в соединениях центробежного фильтра МЦ-1;

— закрыть крышу над двигателем.

Промывка масляного фильтра МАФ. Для доступа к фильтру необходимо открыть крышу над двигателем.

Порядок промывки фильтра следующий:

— отвернуть болт 1 (рис. 164) крепления крышки 2 и снять его вместе с крышкой;

— вынуть поочередно из корпуса фильтра щелевые секции 5, 6 и 7;

— осмотреть щелевые секции и, поместив их в сосуд с чистым дизельным топливом, тщательно промыть; для лучшей очистки секций от отложений и грязи секции следует промыть дважды и при наличии сжатого воздуха обдуть;

— откачать из корпуса фильтра все масло шприцем, взяв его из ЗИП;

— промыть внутреннюю поверхность корпуса МАФ салфетками, смоченными в дизельном топливе, и затем протереть корпус сухими чистыми салфетками;

— установить на стержень 8 в корпусе фильтра щелевые секции 7, 6 и 5, поворачивая их при установке вокруг стержня;

— убедиться в наличии резинового кольца 3 и проверить его положение в кольцевом пазе крышки 2;

— установить крышку фильтра так, чтобы торец корпуса 4 фильтра вошел в кольцевой паз крышки; затем завернуть болт 1 крепления крышки ключом до упора; в случае если кольцо 3 разбухло или сильно раздавлено, заменить его новым, взятым из ЗИП двигателя;

— проверить крепление фильтра лентами, крепление и подсоединение трубопроводов к фильтру;

при необходимости подтянуть соответствующие соединения;

— пустить двигатель и, прогрев его на холостом ходу, убедиться в отсутствии течи масла в соединениях масляного фильтра;

— закрыть крышу над двигателем.

Если после промывки фильтрующих элементов МАФ давление масла в системе смазки двигателя не соответствует рекомендуемому, то заменить фильтрующие элементы новыми, взяв их из эксплуа­тационного комплекта танка.

Система смазки — одна из важнейших в любом двигателе. Однако для нормальной работы системы и всего мотора масло необходимо регулярно очищать — с этой задачей справляется масляный фильтр. Все о масляных фильтрах, их типах и конструкции, а также об их правильном подборе и замене — рассказано в статье.

Что такое масляный фильтр?

Масляный фильтр (маслофильтр) — компонент системы смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания; устройство для удаления загрязнений из циркулирующего по двигателю и его агрегатам моторного масла.

Масляные фильтры решают несколько задач:

  • Предотвращение изменения вязкости моторного масла, вызванного повышением концентрации загрязняющих частиц и веществ;
  • Предотвращение загрязнения масла частицами различного происхождения — нагара, коррозии и износа деталей двигателя, окисления и разложения компонентов самого масла и т.д.;
  • Сохранение качеств и характеристик масла на протяжении всего межсервисного интервала;
  • Снижение интенсивности износа деталей двигателя за счет удаления из масла металлических частиц, образующихся в парах трения (цилиндр-кольца, в шестернях, подшипниках и т.д.).
Читайте также:  Руль влево крутится легче чем вправо

Масляный фильтр критически важен для сохранения свойств моторного масла и функционирования силового агрегата в целом. Загрязнение, выработка ресурса, поломка или полное отсутствие этого элемента резко снижает ресурс силового агрегата и приводит к разнообразным неисправностям. Маслофильтры подлежат регулярной замене, но прежде, чем выбрать нужный фильтр для автомобиля, следует разобраться в типах, конструкции и особенностях этих деталей.

Типы и применимость масляных фильтров

Масляные фильтры делятся на группы по заложенному в их основу принципу действия, назначению, конструкции, по объему проходящего масла и по основным характеристикам.

По принципу действия фильтры бывают следующих типов:

  • Адсорбционные;
  • Центробежные;
  • Гравитационные (фильтры-отстойники);
  • Магнитные.

О конструкции, работе и особенностях каждого из этих фильтров рассказано ниже.

По назначению масляные фильтры бывают следующих типов:

  • Фильтры-отстойники — используются для удаления макроскопических частиц, песка, пыли, металлической стружки и других крупных включений;
  • Фильтры грубой очистки (ФГО) — предназначены для удаления частиц размером 60-90 мкм и более;
  • Фильтры тонкой очистки (ФТО) — предназначены для удаления частиц размером порядка 25-45 мкм.

По объему проходящего масла фильтры бывают двух типов:

Неполнопоточные фильтры устанавливаются таким образом, что через них во время работы двигателя проходит лишь часть поступающего из масла. Полнопоточные фильтры пропускают через себя все масло, обеспечивая его полную очистку до подачи на трущиеся детали двигателя.

Наконец, фильтры имеют различные характеристики, наиболее важными из которых являются полнота отсева, номинальная и средняя тонкость отсева. Полнота отсева, выраженная в процентах, показывает, какое количество содержащихся в масле загрязнений останавливается фильтром, этот параметр различен для частиц разного размера. Средняя тонкость отсева — это размер частиц, для которых полнота отсева составляет 50%, а номинальная тонкость отсева — это размер частиц, для которых полнота отсева составляет не менее 95%.

Типы, конструкция и особенности адсорбционных масляных фильтров

В адсорбционных фильтрах очистка масла осуществляется его процеживанием через пористый фильтрующий элемент, задерживающий (адсорбирующий) частицы загрязнений. Данные изделия являются ФТО масла. Существует два типа таких устройств:

  • Сменные неразборные;
  • Разборные со сменным фильтрующим элементом.

Устройства первого типа представляют собой неразборную конструкцию со стандартизированными установочными размерами, по мере загрязнения он просто заменяется на новый. Устройства второго типа представляют собой бескорпусный фильтрующий элемент, который устанавливается в корпус фильтра на транспортном средстве, и по мере загрязнения заменяется на новый.

Наиболее широко распространены адсорбционные фильтры трех типов:

  • Объемно-адсорбирующие с гофрированным фильтрующим элементом;
  • Объемно-адсорбирующие с дисковыми фильтрующим элементом;
  • Ленточно-щелевые.

Основу объемно-адсорбирующих фильтров первого типа составляет цилиндрический фильтрующий элемент, изготовленный из специальной бумаги (картона) или нетканых синтетических материалов. Полоса фильтрующего материала сложена в гармошку и помещена между двумя металлическими кольцами, придающими конструкции жесткость. Дополнительно элемент может быть обернут войлоком, а на элементы больших размеров устанавливается картонная или металлическая перфорированная обечайка.

В разборных фильтрах элемент помещается в корпус со съемной крышкой. В неразборных фильтрах элемент помещается в глухой металлический корпус, в нижней части которого выполнена крышка с центральным и периферийными отверстиями. Через периферийную перфорацию масло подается в корпус, через центральное — отводится в главный масляный канал двигателя. Внутри фильтра располагается пружинный перепускной клапан, обеспечивающий отвод масла в обход фильтроэлемента при его чрезмерном загрязнении. Также в фильтре предусмотрены противодренажный и противосливной клапаны в виде резиновых колец, первый предотвращает слив масла при остановке силового агрегата, а второй — при замене самого фильтра. Фильтр монтируется на мотор с помощью резьбы на выпускном отверстии, для уплотнения используется одно или два резиновых кольца.

В устройствах второго типа фильтрующий элемент выполнен в виде стопки картонных дисков, через шайбы посаженных на стяжной болт, и помещенных в корпус. Сегодня такие фильтры практически вытеснены фильтрами с гофрированным элементом.

Ленточно-щелевые фильтры тоже устроены довольно просто. Их основу составляет металлический гофрированный стакан, на который виток к витку намотана тонкая латунная проволока. В результате намотки проволоки образуются тонкие щели, которые задерживают загрязняющие частицы. В одном фильтре может быть предусмотрено два и более таких стаканов. Как правило, ленточно-щелевые фильтры используются в качестве ФГО.

Конструкция и характеристики адсорбционных маслофильтров должны соответствовать ГОСТ Р 53844-2010.

Конструкция и принцип работы центробежных фильтров

Сегодня находят применение активно-реактивные фильтры центробежной очистки масла, в которых вращение ротора обеспечивается истекающими с высокой скоростью струями масла. В общем случае такой фильтр состоит из корпуса, внутри которого на неподвижной полой оси располагается ротор с жиклерам-соплами. Ротор состоит из корпуса (днища) и стакана, на нижней или боковой поверхности ротора под некоторым углом к оси (тангенциально) установлены два или более жиклера (сопла).

Работает центробежный маслофильтр следующим образом. Масло под некоторым давлением подается к оси ротора, откуда оно через отверстия поступает в стакан ротора и далее к жиклерам. Так как сопла имеют небольшой диаметр, масло истекает из них тонкими струями с высокой скоростью, создавая реактивный момент — за счет этого ротор получает вращение (частота вращения может достигать 5000-6000 оборотов в минуту). При вращении ротора в заполняющем его масле возникают центробежные силы, эти силы отбрасывают более тяжелые частицы загрязнений к стенкам стакана ротора, где они и оседают. Очищенное масло, выходящее из форсунок, попадает в корпус фильтра и отводится от него в двигатель.

Обычно центробежные фильтры выполняются неполнопоточными, на многих двигателях они объединяются в один блок с ФГО.

Читайте также:  Уаз буханка или нива что выбрать

Конструкция и принц работы фильтров-отстойников

Сразу следует заметить, что фильтры-отстойники не используются в качестве самостоятельных элементов очистки масла, а обычно входят в состав ФГО. Основу этого устройства составляет корпус, в нижней части которого установлен стакан, а в верхней части располагается пластинчатый ФГО, состоящий из ряда металлических пластин. При пропуске масла через такой фильтр частицы загрязнений отделяются на пластинах и оседают в стакане. По мере загрязнения стакан снимается и очищается от осадка, также прочищается и разборный пластинчатый ФГО.

Конструкция и принцип работы магнитных фильтров

Магнитный фильтр — это обычная пробка масляного поддона с интегрированным магнитом. Магнитная пробка поддона обеспечивает сбор стальных частиц (стружки, пыли), которые попадают в масло в результате износа трущихся деталей силового агрегата. Металлические частицы притягиваются магнитом и оседают на пробке, а затем удаляются с нее при каждой замене моторного масла.

Вопросы выбора и замены маслофильтров

Все маслофильтры в процессе работы засоряются и требуют замены или промывки. Обычные адсорбционные фильтры меняются при каждой регламентированной замене масла, центробежные и фильтры-отстойники промываются при достижении определенного пробега или времени работы двигателя. На замену необходимо использовать только те масляные фильтры, которые рекомендованы производителем транспортного средства, в противном случае возможна недостаточная очистка масла или нарушение работы масляной системы.

Операции по замене и обслуживанию масляных фильтров необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ТО и ремонту транспортного средства или трактора. Все работы выполняются только на остановленном двигателе после слива масла, для замены фильтра может потребоваться специальный инструмент (например — съемник для отворачивания неразборных фильтров). При правильном выполнении работ силовой агрегат будет обеспечен чистым маслом в любых условиях эксплуатации.

1. Масло насосом подводится к фильтру, просачивается через микропоры картон­ного фильтрующего элемента и по каналу поступает в блок цилиндров.

2. Масло поступает во внутреннюю полость ротора. Затем идет вниз и выпрыскивается под давлением из жиклеров. Под воздействием струй масла, направленных в противополож­ные стороны, создается реактивный момент, который вращает ротор. При этом под действием центробеж­ных сил механические примеси, находящиеся в масле, оседают плотным слоем на стенках колпака ротора. Очищенное масло, выпрыскиваемое жиклерами, стекает в масляный поддон двигате­ля.

3. Масло от насоса подается под вставку центрифуги, откуда не­большая часть масла, поступает к двум жиклерам. Масло, выбрасываемое из жиклеров, создает крутящий момент, приводящий ротор во вращение с частотой 5000 ÷ 6000 об/мин. Продукты изнашивания, на­гара и смолистые отложения, находящиеся в масле, отбрасыва­ются под действием центробежной силы к внутренней поверхно­сти колпака ротора. Очищенное масло через радиальные отверстия оси ротора, трубку и канал поступает в масля­ную магистраль.

Назначение перепускного клапана фильтра тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом смазочной системы.

1. Перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении фильтрующего элемента.

2. При изнашивании подшипников коленчатого вала или запустении масла перепускает часть неочищенного масла в магистраль, помимо фильтра

Особенность качества очистки маслом центробежным очистителем смазочной системы.

1. Хорошо очищает масло от мелких механических примесей.

2. Хорошо очищает масло от крупных примесей.

3. Хорошо очищает масло от механических примесей и смол.

Основные части центробежного фильтра тонкой очистки масла с активно-реактивным приводом ротора.

1. Корпус, перепускной клапан, крыш­ка, фильтрующий элемент.

2. Ось, жиклеры, корпус фильтра, ротор, колпак ротора, крышка, фильтрующая сетка.

3. Корпус, маслоотводящая трубка, пустотелая ось, насадок, остов, верхняя и нижняя крышки, колпак, стакан.

Принцип действия фильтра тонкой очистки масла с активно-реактивным приводом ротора, смазочной системы двигателя.

1. Масло насосом подводится к фильтру, просачивается через микропоры картон­ного фильтрующего элемента и по каналу поступает в блок цилиндров.

2. Масло поступает во внутреннюю полость ротора. Затем идет вниз и выпрыскивается под давлением из жиклеров. Под воздействием струй масла, направленных в противополож­ные стороны, создается реактивный момент, который вращает ротор. При этом под действием центробеж­ных сил механические примеси, находящиеся в масле, оседают плотным слоем на стенках колпака ротора. Очищенное масло, выпрыскиваемое жиклерами, стекает в масляный поддон двигате­ля.

3. Масло попадается в неподвижный насадок. В нем имеются щели, через которые масло выбрасывается в тангенциальном направлении (по касатель­ной) внутрь стакана и ротора. Вытекая с большой скоростью из щели, масло движется вращательно и, воздействуя на стенки остова и стакана, передает вращение ротору. Очищенное масло направляется через тангенциальные отверстия во внутреннюю проточку верхней части остова, вызывая реактивную силу, и по­ступает в главную масляную магистраль.

Где располагается масляный радиатор?

1. Перед водяным радиатором.

2. За водяным радиатором.

3. В моторном отсеке.

Какими клапанами оборудуется смазочная система?

4. Может оборудоваться всеми клапанами, указанными в ответах 1 — 3.

Типы клапанов смазочной системы двигателя.

3. Могут использоваться оба типа клапанов, указанные в ответах 1 и 2.

Назначение автоматически действующих клапанов смазочной системы двигателя.

1. Чтобы поддержать требуемое давление в сма­зочной системе и обеспечить нормаль­ную работу ее приборов.

2. Впускать и выпускать масло из картера.

3. Пропускать масло к агрегатам и узлам смазочной системы.

Назначение предохранительных клапанов смазочной системы двигателя.

1. Поддерживать дав­ление масла в главной масляной магис­трали.

2. Защищают смазочную систему или отдельные ее агрегаты от перегрузок.

3. При большом сопротивлении прибора пропускают поток масла из подводящей магистрали в отводящую.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1503 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector