Чему равен один моточас работы

Узнать о пробеге двигателя автомобиля, судов, сельскохозяйственной техники, приводов насосов, дизельных генераторов или других стационарных устройств, работающих на моторах можно, оценив истинный износ агрегата. При определении моторесурса в первую очередь берутся во внимание моточасы, поскольку этот параметр оказывает влияние на показатели и рекомендации по эксплуатации конкретной модели ТС или устройства. Измерение выполняется одинаково для разных агрегатов, установленных на транспорт, а также функционирующих стационарно. Ввиду того, что пробег, указанный в километрах, не отражает действительную картину износа компонентов двигателя, для более точного определения и используются моточасы.

Сведения о непосредственном износе важны для контроля работоспособности мотора, точного определения сроков технического обслуживания, ремонта, замены расходных материалов и деталей конструкции и пр. Выработка ресурса приближает время работ ТО, поэтому информация о моточасах позволяет следить за показателями и указывает на необходимость менять расходники. Каждый двигатель обладает разными характеристиками, поэтому нет единых норм обслуживания в строго отведённый период, в технической документации к технике производителем уточняются сроки замены, но в действительности они могут варьировать в зависимости от условий эксплуатации.

Что такое моточасы

Моточас – это единица измерения длительности работы двигателя, его резерва с учётом всех, в том числе нестабильных факторов. Данный параметр не может приравниваться к одному часу, в определённых условиях он равен, больше или меньше обычного часа. При расчёте учитываются режимы работы агрегата, на тахометре считаются именно обороты коленчатого вала. Поскольку точного понятия времени у моточаса нет, иногда появляется необходимость его конвертации в привычный астрономический час, например, в случае планирования техобслуживания.

Как правильно писать, моточас или мото-час

Если вы всегда пишите грамотно и не допускаете ошибок в написании слов, вам следует знать, что сокращение понятия «моторный час» пишут как «моточас», «моторо-час» или «мото-час». Разные словари предлагают различное написание, это обусловлено тем, что согласно правилу, сложносокращённые слова всех типов, к коим и относится данный термин, должны быть написаны слитно, но если рассматривать сложные единицы измерения, в таком случае слово подпадает уже под исключение, поэтому пишется через дефис. Лингвисты не пришли к единому мнению, и, несмотря на то, что слитное написание считают устаревшим, согласно Словарю сокращений русского языка, а также Орфографическому словарю, «моточас» писать правильно. Такого типа аббревиатуры также всегда пишутся строчными буквами.

Как рассчитать моточасы

Многие задаются целью вычислений, выясняя чему равен моточас для осуществления подсчёта, на сколько хватит потенциала двигателя. Реализовать это непросто и в любом случае полученные показатели будут относительны. Способы расчёта моточасов могут быть различными – от подсчёта вручную с записыванием показателей работы мотора до применения счётчиков механического или электрического типов, предназначенных для этого, что даёт более точные данные, позволяя осуществить контроль степени износа. Зависимо от способа учёта параметр может быть равен или нет стандартному часу. Моточасы считаются по оборотам номинальной мощности, то есть моточас приравнивается к часу работы на номинальных оборотах. На холостом ходу износ меньше, а значение моточаса выше. При тяжёлых эксплуатационных условиях всё наоборот, износ повышается (по этой причине при необходимости замены масел и прочих расходников и не стоит дожидаться срока, рекомендованного производителем). Так, чтобы точнее высчитать, чему равен один моточас работы двигателя, при меньших оборотах параметр считается по коэффициенту в меньшую сторону. В расчёты могут быть также внесены коррективы согласно часовому расходу топлива, но чётких значений при этом вывести не удастся.

Вести учёт моточасов для агрегатов, работающих стационарно со стабильной скоростью вращения коленчатого вала с минимумом погрешностей проще. Например, так работают дизель-генераторы, вырабатывающие электрический ток с нормированными параметрами и частотой. В таких случаях можно применять систему подсчёта вручную, сохраняя записи об отработанном мотором времени или использовать счётчик, запускающийся в период функционирования двигателя, тогда моточас будет равен астрономическому часу.

При условии переменной частоты вращения коленвала задача вычисления износа усложняется. На высоких оборотах повышается трение в соприкасающихся парах, а также увеличивается расход горючего. Чтобы учесть нестабильные факторы и правильно определить износ применяются тахометрические средства учёта. Устанавливается счётчик, фиксирующий обороты, на выходном валу, эти показания прибора и берутся в основу при определении периода проведения технических работ, списания топлива и т. д. Точно перевести моточасы в обычные часы при данном способе измерений не получится, так как накручивается разное количество моточасов, напрямую зависящее от оборотов мотора.

Сколько моточасов в одном часе

Чтобы выяснить степень износа элементов двигателя, нужно подсчитать моточасы. Конвертация в реальное время требуется по разным причинам, например, при составлении отчётности, поэтому многих заботит вопрос, как перевести моточас в час. Как было сказано выше, моточас может как приравниваться, так и отличаться от часа стандартного. Разница наблюдается при различных режимах функционирования силового агрегата, то есть когда нагрузки слишком увеличены или минимальны, неизбежно будут иметься и расхождения в единицах измерения. Используя следующий алгоритм, несложно подсчитать средний показатель относительно стандартного времени:

  • Холостые обороты мотора приравнивают моточас к одному астрономическому часу;
  • При умеренной работе число вращений вала увеличивается приблизительно на треть, соответственно расхождение в единицах измерения составит эту же треть от часа, то есть в таких условиях 1 Мч будет равен примерно 40 реальным минутам;
  • Повышенные нагрузки ведут к ускоренному износу мотора примерно на две трети, тогда 1 Мч составит около 20 минут.
Читайте также:  Как проверить работает катализатор или нет

Подсчитанные минуты в одном моточасе не являются точным значением, такой алгоритм позволяет лишь примерно рассчитать износ агрегата с учётом интенсивности нагрузок. Отличие от реального часа всегда будет иметь место при нестабильных факторах. Не стоит забывать также, что для дизеля и бензинового мотора результаты подсчётов будут отличаться, поскольку первый мощнее (именно поэтому в чаще применим сельскохозяйственной технике) и выполняет задачи за меньший интервал времени.

Как перевести моточасы в километры

Ресурс двигателя более правильно считать в моточасах, чем в километрах, но так уж повелось, что указывается пробег, спустя который рекомендована замена масла и проводятся прочие работы по обслуживанию агрегата. Отсюда вытекает следующий вопрос, сколько км пробега составляет 1 моточас. Поскольку единица измерения Мч относительна, в точности рассчитать число отработанных мотором часов не получится по количеству показателей километров «за плечами», соответственно и результаты будут относительны. Для выполнения таких расчётов учитывается скорость передвижения и степень нагрузки на силовой агрегат. Согласно Приказу ГТК РФ от 2.10.1996г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автотранспорта», средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов, будет равняться следующему пробегу:

  • Автомобилей – 25 км.;
  • Колёсных тракторов – 10 км.;
  • Гусеничных тракторов – 5 км.

При езде в тяжёлых условиях (езда на высоких оборотах, пробки и пр.) количество моточасов растёт, а пробег не поспевает за их отсчётом, поэтому рекомендации по проведению техобслуживания, указанные в километрах (например, 15-20 000 км.) неактуальны. Данные пожелания автопроизводителя больше соответствуют идеальным условиям эксплуатации. Из этого следует, что нужно брать во внимание более близкие к действительности параметры, то есть моточасы, показывающие реальный износ. Так, менять расходники чаще всего приходится уже спустя половину от рекомендованного пробега. Расчёт моточасов можно найти в технической документации к авто, получить информацию можно также, используя бортовой компьютер (для некоторых моделей).

В чём разница между моточасов и машиночасом

Мы уже рассмотрели моточасы и выяснили, что данная единица условна и определяет время функционирования двигателя, за которое коленвал выполнил некоторое число оборотов в зависимости от степени нагрузки. Машиночас – единица рабочего времени оборудования, используемая при подсчётах затрат на производство определённого продукта. Это совершенно другое понятие и перевести моточасы в машиночасы и наоборот не получится.

С применением данного параметра и специальных формул выполняется расчёт производительности техники, определяется эффективность её использования. Например, часто понятие машиночасов встречается при автоперевозках (для налаживания процесса, подсчёта зарплаты сотрудникам) или в сельском хозяйстве (тогда вычисления указывают на затраченное время на выполненные работы по обработке почвы, посеву и пр.) Информация о полном объёме проделанных действий суммируется, от подготовки до полного завершения процесса. Проанализировав ситуацию, можно говорить о сроках окупаемости вложений, эффективности и целесообразности использования той или иной техники, рентабельности производства и т. д.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Зачастую для измерения интервала работы двигателя производители и активные пользователи сельскохозяйственной техники используют термин «моточас». Для его измерения в устройстве мотора предусмотрен специальный датчик, который срабатывает после каждого часа, отработанного двигателем в полной мере. Это позволяет контролировать пробег сельхоз агрегата и заранее определять степень износа его мотора.

Как рассчитать моточасы?

В первую очередь нужно определить, что такое моточасы на тракторе ? Этот термин определяется по следующему принципу. С момента запуска заводского двигателя агрегата включается предусмотренный в его устройстве электронный или механический счётчик . Он фиксирует и запоминает интервалы вращения коленвала, передавая данные на индикатор. Таким образом, датчик устанавливает продолжительность работы мотора за определенный отрезок времени.

Считать, что один моточас равен 1 реальному часу – неправильно. При определении основную роль играет количество оборотов коленвала за одну минуту времени. Таким образом, несколько величин моточасов по отношению к реальным часам могут отличаться из-за работы под нагрузкой и в режиме холостых оборотов.

Если посчитать отработанные моточасы, то оператор сможет узнать примерную степень износа работающих механизмов двигателя.

Для этого используется следующая формула, основанная на количестве оборотов коленвала:

  • моточас, при котором мотор работает на холостом ходу, приравнивается к реальному часу;
  • моточас, при котором двигатель работает в обычном режиме, приравнивается к 40 минутам реального времени;
  • моточас, за который ДВС работает под интенсивными нагрузками, равен примерно 20 минутам реального времени.

Подобный принцип позволяет вычислить примерные величины моточаса при работе двигателя под разными нагрузками.

Сколько моточасов в одном часе?

Определение количества моточасов за один реальный час времени позволяет подсчитать не только износ работающих механизмов двигателя, но и узнать, сколько реального времени уходит на выполнение той или иной задачи.

Перевести моточасы в часы , зная формулу подсчета, достаточно просто. Если двигатель работает только на холостом ходу, то моточас его работы в этом режиме будет равен 1 реальному часу времени. Если во время эксплуатации агрегата мотор поддается слабым нагрузкам, значит 60 минут реального времени будут равны 1,5 моточаса. При работе ДВС трактора под максимальными нагрузками 1 реальный час будет приравниваться к 3 моточасам.

Это соотношение будет одинаковым, как для бензинового двигателя, так и для дизеля . Во время работы оба типа моторов на низких и высоких оборотах поддаются примерно одинаковой нагрузке. Отклонения возможны только в том случае, если сравнивать устаревшие дизельные и современные бензиновые моторы или наоборот. В этом случае разница в моточасах будет составлять не более 10–15%.

Читайте также:  Что такое шрусы на автомобиле

Как перевести моточасы в километры?

Переводить отработанные моточасы в километры нужно для того, чтобы определять количество топлива, требуемого для заправки сельскохозяйственной техники. Нужно отметить, что единой правильной формулы для этого не существует.

В первую очередь, все зависит от предприятия, на котором используется сельхозтехника. Некоторые аграрные компании приравнивают 1 моточас к 16 км пройденного пути, другие – берут за один моточас 20 и более километров.

Второй важный фактор – это тип выполняемых работ. Если сельскохозяйственная машина передвигается по прямой дороге для перемещения между участками или перевозки урожая, то, соответственно, за 1 реальный час времени она пройдет сравнительно большое расстояние. При этом в 60 минутах реального времени будет меньше моточасов – за счет меньшей нагрузки на мотор.

Если на определенном отрезке времени трактор используется для пахоты, и его двигатель поддается повышенной нагрузке, значит за 60 минут времени он отработает больше моточасов. При этом дистанция и количество километров, пройденных за 1 реальный час времени, будет меньше.

Современная сельскохозяйственная техника комплектуется массой полезных функций, среди которых электронный блок управления. Он контролирует работу основных механизмов трактора, в том числе скорость вращения коленчатого вала двигателя. Во время эксплуатации машины он записывает данные по оборотам узла и приравнивает их к пройденной трактором дистанции. Благодаря этому оператор получает уже готовые данные о пробеге агрегата за один моточас работы.

Моточас и машиночас – в чем разница?

Многие начинающие пользователи сельхозтехники путают эти понятия, считая, что один моточас – это и есть 1 машиночас работы. На самом деле, разница между этими терминами существенна. Под одним моточасом нужно понимать условную единицу, которая соответствует определенному количеству оборотов коленвала ДВС при номинальном количестве оборотов.

Машиночас – это термин, обозначающий единицу рабочего времени сельхозоборудования, которая нужна для подсчета затрат, необходимых для производства конкретного продукта. Это значение чаще всего используется на средних и крупных аграрных предприятиях, технический состав которого включает определенное количество техники. Использование этого термина позволяет руководству компании подсчитать затраты на подготовку грунта, посев или посадку сельхозкультур, сбор урожая и другие выполняемые работы. Пример подобного расчета можно увидеть в таблице, подготовленной одним из аграрных предприятий.

Для подсчета затрат используются данные по оплате труда сотрудников, количеству задействованной техники, покупке и установке запчастей и топливе, которое пришлось потратить на заправку машин. После этого полученная сумма делится на количество часов реального времени, потраченных на выполнение всего объема работ. В результате руководство предприятия получает близкие к точным данные по затратам на работы, и может спрогнозировать примерную себестоимость работ, которые нужно выполнить в будущем.

Нужно помнить, что 1 машиночас для бензинового и дизельного двигателя – это разные понятия. Как известно, сельхозтехника с дизельными ДВС потребляет меньше горючего, чем машины с бензиновыми моторами. Соответственно, в агрегатах с дизельными двигателями один машиночас будет иметь меньшие значения по затратам на выполнение работ.

В современных реалиях наши автомобили всё больше стоят в городских пробках, а в зимнее время года немалое время занимает прогрев — все это время автомобиль не движется, но двигатель все равно работает, т.е. отматывает от своего ресурса.

Поэтому пробег, как средство отсчета до замены масла в двигателе вашего автомобиля, становится вторичен, хотя как средство замера тоже должно браться во внимание, ведь кто-то из нас ежедневно ездит по дорогам, типа перевозки грузов или таксования, у таких авто — пробег довольно объективная величина.

Моточас — это единица измерения продолжительности работы двигателя. 1 моточас = 1 час работы с номинальными оборотами. Моточас хотя и не учитывает степень нагрузки на двигатель (в зависимости от этого масло тоже несёт повышенную нагрузку), но моточас намного более точен по сравнению с пробегом.
Если двигатель работает с переменной нагрузкой (а это — всегда, т.к. пробки/трасса/холостой ход и т.п.), то провести точный расчет моточасов для замера его износа намного сложнее. Чем больше "нагружен" двигатель, тем, соответственно, больше расход им горючего и выше трение в трущихся парах и компонентах. В этом случае можно считать по израсходованному топливу, но данный метод тоже имеет свои недостатки, поэтому остановимся на наиболее простом и доступном каждому методу — считаем моточасы.

Попробую на собственном примере сопоставить моточасы и пробег.

Я работаю и живу в городе — средняя скорость по бортовому компьютеру моего автомобиля 23 км/ч (если долго не сбрасывать) и это очень близко к реальности: в рабочие дни дорога на работу и обратно

40 км, при этом утром

30 минут без пробок, а вечером

1 час с пробками. За выходные пробег

50 км, обычно посвободней.

Регламентное ТО для моего автомобиля составляет 15000 км или 1 год (что наступит раньше). На каждом из этих ТО меняют масло. Если рассчитать моточасы работы двигателя между регламентными обслуживаниями для моего режима эксплуатации, то получим 15000 км : 23 км/ч = 652 (сюда входит всё, в т.ч. и мой прогрев в зимнее время (как правило греемся в наших условиях 5 мес в год) по 30 мин в день (всего примерно 50 часов) — т.к. двигатель работает и моточасы тикают (бортовой компьютер начинает отсчёт с момента пуска двигателя до его выключения).

Получается простая арифметика в моём случае:
15000 км — это около 652 моточаса.
10000 км — это около 434 моточаса.
7500 км — это около 326 моточасов.

Читайте также:  Преднатяг блокировки дифференциала что это такое

Вот только жизнь масла в автомобилях согласно карты ТО измеряется не в часах, а в километрах (15000 км) (а у некоторых, особо одаренных автопроизводителей — 1 годом вне зависимости от пробега!).

В городах средняя скорость составляет 20–30 км/ч. За такое же время по трассе автомобиль проезжает в 2-3 раза большее расстояние, а мотор при этом совершает приблизительно одинаковый объем работы, поэтому моторное масло в условиях городских пробок значительно раньше вырабатывает свой ресурс.

О моточасах известно мало и никто в них не считает, к сожалению, в т.ч. и БК автомобиля.

Что такое эти 652 моточаса, это много или мало?

На мой вгляд это много и вот почему:

Смоделируем идеальные условия:
— Если рассматривать эксплуатацию по трассе, то средняя скорость без пробок обычно должна быть около 70 км/ч, а на практике где-то даже около 80 км/ч, тогда 15000 км : 70 км/час = 214 моточасов.
— Если рассматривать эксплуатацию в городе, то средняя скорость без пробок обычно должна быть примерно 30 км/ч, т.е. получим 15000 : 30 = 500 моточасов.

Сопоставить "мои" 652 мч и расчитанные "идеальные" 500 и 214 мч — не трудно. Внутренний голос подсказывает мне, что "мои" 652 моточаса — не что иное, как тяжелые условия в сравнении с "идеальными" условиями, т.к. получается, что в моём случае из-за относительно небольших и не очень длительных пробок можно считать, что имеет место 30 % дополнительной нагрузки на ресурс двигателя и масла по сравнению с только "трассовым" режимом эксплуатации.

Есть одно НО. Как правило, мы не знаем какой ресурс у каждого конкретного залитого нами в двигатель масла.
Оказывается, что моточасы сильно зависят от типа масла, посмотрите вот это:
ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 — 250 моточасов
VDS, ACEA E3 — 400 моточасов
VDS-2 — 600 моточасов

В зависимости от качества масла, сроки эксплуатации масла могут увеличиваться более чем в два раза!
Используя найденные в сети некоторые данные можно обобщенно сказать, что масло работает от 250 моточасов до 700 моточасов (в последнем случае — это самые лучшие (и самые дорогие) представители масел).

Но что делать нам, кого интересует ресурс мотора и масла, но не имеет возможности вести такой полноценный контроль?
Самый точный способ — отдать отработку масла в лабораторию. На основе анализа там сразу скажут что необходимо делать с интервалом замены масла.

Можно попробывать расчитывать исходя из расхода топлива (т.к. двигатель работает-моточасы бегут-бензин расходуется).

Например:
Масло по мануалу положено менять каждые 15000 км, опять же — по мануалу у моего авто расход топлива в городе 8,2 л/100 км. Значит в идеале мой авто за 15000 км должен израсходовать 1230 литров. Т.е. по израсходовании 1230 литров — я должен ехать на ТО и менять масло. В реалии же, в "моих" городских условиях мой автомобиль ест (исходя из расчета по чекам после заправки бензином, считал за всё время эксплуатации) — 12,2 л/100 км (тут всё, в т.ч. и прогревы зимой). Таким образом, составив несложное уравнение и решив его — получаю, что израсходовав 1230 литров в реалии (с таким расходом бензина как у меня) мне нужно ехать на смену масла через 10082 километра пробега.

Напомню, что приняв за расчет моточасы, я получил 30 % увеличения нагрузки. Приняв за расчет расход топлива, имеет место 33 % увеличения нагрузки.

В моём конкретном случае, эмпирическим путем показано, что менять масло для моего авто (и в моих конкретных условиях) нужно не реже, чем каждые 10000 км.

В самой инструкции по эксплуатации (мануале) на стр. 6-6 и далее указано, что плановое техническое обслуживание (ТО) для России составляет 15000 км. Но под сноской *2 написано (привожу дословно):
"Если для эксплуатации автомобиля характерно хотя бы одно из перечисленных ниже условий, то необходимо заменять моторное масло и масляный фильтр каждые 7500 км пробега (или через 6 месяцев):
а) высокая запыленность воздуха;
б) продолжительная работа двигателя на холостом ходу или продолжительное движение автомобиля на малой скорости;
в) продолжительная эксплуатация при низкой температуре окружающего воздуха или регулярные поездки только на короткие расстояния (когда двигатель не успевает прогреваться до нормальной рабочей температуры);
г) эксплуатация автомобиля при очень высокой температуре окружающего воздуха;
д) постоянная эксплуатация автомобиля в холмистой и горной местности.

Для моих условий движения подходит пункт б)
Таким образом, согласно мануала, мне нужно менять масло каждые 7500 км.

Навязывать своё мнение не буду, данную информацию выложил для размышления. Конечно, каждый сам волен решать. Можно, конечно, поступать как "меняй чаще" или "не парься и ездий на ТО как диллер сказал (т.е. каждые 15 тыс. км)"…

Смысл сего повествования — я пытался показать вам как более-менее точно (и достаточно просто) можно посчитать реальные сроки замены масла на основе среднего расхода топлива или средней скорости автомобиля (моточасы).

Для тех, кому сложно считать, нет желания читать слишком много букв, а так же в части обобщения — кратко отвечу на вопрос "Как часто мне следует менять масло?", — для средней полосы России для города через каждые 7,5 тыс. км, для трассы/легкого режима движения без пробок 10 тыс. км.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector