Через сколько менять масло в гидроусилителе руля

Использование ГУРа на легковых автомобилях вызвано не только желанием конструкторов и покупателей уменьшить физическое усилие, прилагаемое к рулевому колесу при повороте. Гидроусилитель повышает безопасность езды, позволяя водителю, например, быстро вывернуть руль в нужную сторону при попадании колеса в глубокую колею, яму. Еще один плюс в сторону безрискового вождения – меньшая утомляемость при длительных поездках, удобство при парковке. Чтобы агрегат эффективно работал, его необходимо своевременно обслуживать, и один из этапов ухода – замена жидкости ГУР. Почему надо это делать, зачем, когда и как? Об этом – ниже.

Как работает жидкость в гидроусилителе руля

Циркулирующий в системе управления автомобилем состав не только обеспечивает функционирование всей системы. Жидкости ГУР отводят тепло от деталей, не допуская их перегрева, а также защищают от коррозии и снижают износ. Для этих целей разработано специальное вещество, нормально работающее в солидном температурном диапазоне: от минус 40 до плюс 120 градусов.

Конструкция ГУР

Гидравлический агрегат (бывают еще и электрические) включает в себя несколько частей, которые так или иначе связаны с перемещающейся в системе жидкостью. Как они функционируют?

  • Насос. Устройство с лопатками, приводимое во вращение от коленвала двигателя через ременную передачу.
  • Рабочая жидкость. Заливается в специальный бачок и выходит оттуда в два канала: один ведет к насосу, второй является «обраткой».
  • Нагнетательный клапан. Он необходим, чтобы поддерживать постоянное давление в системе, т. к. число оборотов двигателя постоянно меняется.
  • Распределитель с силовым цилиндром. Именно они «занимаются» перераспределением потока жидкости при повороте рулевого колеса.
  • Пружинный торсион. Он стоит на входе в вал гидроусилителя и проходит внутри золотника. Когда руль вращается, торсион скручивается, золотник перемещается и открывает требуемый канал, в который протекает жидкость. На конце торсиона – шестерня, взаимодействующая с рулевой рейкой.

А если не менять жидкость в ГУР?

Состав, циркулирующий в конструкции, постоянно испытывает перепады температуры и поэтому постепенно теряет свои качества. Свою «лепту» в этот процесс вносят микрочастицы металла, образующиеся в результате естественного износа деталей управления. В итоге машина начинает плохо слушаться руля.

Наиболее радикальный итог несвоевременной замены жидкости ГУР – заклинивание системы, что чревато созданием аварийной ситуации.

Когда нужно менять жидкость в ГУР: признаки

В первую очередь стоит опираться на инструкцию к конкретной модели авто и производить замену в соответствии с рекомендациями завода-производителя. Тем не менее, при появлении специфических признаков стоит это сделать раньше планируемого срока, если:

  • уровень масла упал ниже метки на бачке;
  • руль стал тяжелее поворачиваться и его сложно удержать в одном положении;
  • в подкапотном пространстве в районе расположения ГУРа появились нехарактерные для его работы звуки;
  • масло на щупе капнуть на белый лист бумаги: темный цвет и наличие инородный вкраплений (частиц износа) говорит о необходимости замены состава;
  • есть запах гари от ГУРа: означает, что постоянное высокотемпературное воздействие на жидкость привело ее в полностью негодное состояние.

Вывод здесь можно сделать только один: необходимо как можно скорее заменить жидкость в гидроусилителе. Как это сделать?

Выбор масла для ГУРа

Любое средство для гидроусилителя в международной классификации маркируется как PSF. Жидкость может иметь один из трех цветов:

Это сделано специально, чтобы не допускать смешивания составов, содержащих «не терпящих друг друга» присадок. То есть: зеленую жидкость нельзя соединять с любыми другими. Желтое масло можно смешать только с красным. Лучший вариант (эксперименты лучше не ставить!) – заливать одну и ту же жидкость, рекомендованную производителем, чтобы не допускать формирования сгустков, комков, что приведет к демонтажу, разборке и чистке ГУРа. Вот некоторые ориентиры:

  • для авто с АКПП – жидкость только красного цвета;
  • для машин с «механикой» — только масло зеленого цвета;
  • для коробок обоих типов – средство желтого цвета.

Еще один момент: производитель авто может рекомендовать несколько типов жидкостей. Здесь важно соблюдать правило, согласно которому не стоит смешивать минеральное масло с синтетическим. На какой жидкости система работала ранее, такую и следует заливать.

Важно: и синтетика и «минералка» могут быть красного цвета. Эти составы (например, Dexron II-IV, New PSF-3) наиболее часто применяются в машинах корейского производства, Toyota, BMW ( до 1994 г. выпуска), «Шевроле». Желтые жидкости чаще заливают в Mercedes, зеленые (как синтетические, так и минеральные) – в VW, французские машины (кроме «Рено Дастер»).

Как полностью поменять масло в усилителе руля

Поменять жидкость в Москве можно, обратившись в любой техцентр, но сделать это можно и самостоятельно. Перед тем, как залить свежий состав, проведите подготовительные работы и подготовить нижеследующие инструменты, приспособления:

  • объемный одноразовый медицинский шприц либо резиновую грушу;
  • ключ на 10 (лучше торцовый);
  • подходящая емкость (можно обычную полуторалитровую бутылку из пластика);
  • плоскогубцы;
  • гибкий шланг диаметром 6-8 мм;
  • домкрат и ветошь.

Еще понадобится помощник. Далее поставьте на домкрат передок машины, чтобы облегчить работу ГУРа и свободного вращения рулевого колеса. Закройте ветошью близлежащие детали двигателя, в т. ч. ремень привода насоса гидроусилителя, чтобы на них не случайно не попало масло. Далее:

  • присоедините шланг к шприцу, открутите пробку бачка и опустите в него «конструкцию», чтобы удалить старую жидкость;
  • снимите хомуты и отсоедините шланги для снятия бачка;
  • вылейте остатки жидкости и промойте емкость, патрубки;
  • чтобы масло полностью и быстрее вытекало из системы, попросите помощника повращать рулевое колесо в обе стороны (двигатель запускать не нужно);
  • поднимите всасывающий шланг, присоединенный к насосу, в патрубок через воронку тоже нужно долить жидкость – одновременно крутите рулем, пока из обратки не покажется чистое и свежее масло;
  • промойте бачок и установите его на место, присоединив шланги и затянув хомуты;
  • долейте жидкость до максимальной уровневой отметки;
  • повращайте рулевым колесом, заведите машину и повторите операцию;
  • при появлении пузырьков воздуха в бачке крутите руль до тех пор, пока они не исчезнут;
  • заглушите двигатель и опять долейте жидкость до максимального уровня.
Читайте также:  Распредвал на калину 8 клапанов цена

Частичная смена жидкости

Здесь все значительно проще. На первом этапе выполните те же операции: поставьте машину на домкраты, чтобы поднять передок и закройте ветошью близлежащую «территорию». Потом:

  • извлеките шприцем старую жидкость и долейте до уровня MAX новую;
  • запустите мотор и не торопясь повращайте руль в обе стороны до конца;
  • нужно сливать масло, и, если оно грязное, долить до нужного уровня: повторяйте операцию до тех пор, пока не пойдет свежая жидкость.

На некоторых щупах есть не два уровня – MAX и MIN, а четыре: MAX COLD, MAX HOT. Первый из них показывает максимальный уровень на горячем силовом агрегате, второй – на остывшем.

Регулярность замены масла в ГУРе

Есть плановая замена жидкости в ГУР и досрочная или аварийная. Штатная заливка нового состава в систему осуществляется раз в 1-2 года (через 25-30 тысяч км пробега), что связано с маркой автомобиля, его моделью и годом выпуска. Также имеет значение условия эксплуатации: чем они жестче (постоянная езда в городе или при сильной запыленности и т. д), тем раньше нужно производить замену состава.

Досрочно замена жидкости в гидроусилителе производится в случае поломки деталей рулевого механизма, в который входят рейка, тяги, шестерни и иные части, узлы. Замену стоит провести, если произошла разгерметизация системы и жидкость для ГУР вытекает наружу. То же самое необходимо сделать, если заменяются вследствие выхода из строя узлы ГУР: цилиндра, золотника, насоса, патрубков. Уровень гидравлической жидкости в бачке и ее состояние (цвет, наличие включений) проверяют раз в 6 месяцев.

Выводы

Как видно, особых сложностей замена масла в гидроусилителе обычно не возникает. Здесь главное – соблюдать аккуратность, применять только чистую ветошь и емкость: попадание малейших частиц грязи в механизм сокращает срок его службы и увеличивает периодичность замены состава.

Сегодня практически все современные автомобили оснащены усилителем руля. Фактически, существует два типа усилителей: гидроусилитель (ГУР) и электроусилитель (ЭУР). С учетом того, что второй вариант появился относительно недавно, достаточно много моделей имеют гидравлический усилитель.

Еще жидкость меняют в результате поломок ГУР, а также в случаях, когда выполнялась замена гидроусилителя руля. Далее мы рассмотрим, какие признаки и причины являются поводом для замены жидкости в данном агрегате, а также как поменять масло в гидроусилителе и что нужно учитывать при такой замене.

Читайте в этой статье

Зачем и когда меняется масло в гидроусилителе

Чтобы понять, для чего требуется замена масла в ГУРе, нужно знать, как работает данный узел. Прежде всего, работа такого усилителя основана на том, что именно через рабочую жидкость (масло ГУР) передается усилие на элементы рулевого управления.

При этом многие водители ошибочно полагают, что нагрузки минимальны, а сама жидкость гидроусилителя руля залита на весь срок службы автомобиля и масло в ГУР менять не нужно.

Итак, устройство гидроусилителя руля включает в себя следующие элементы:

  • насос ГУР;
  • распределитель;
  • бачок ГУР;
  • гидроцилиндр;
  • привод ГУРа;
  • шланги и патрубки;

Если просто, на большинстве машин сегодня есть так называемая рулевая рейка (управление реечного типа). Фактически, эта рейка в связке с насосом и есть ГУР. Насос ГУР, который приводится от двигателя автомобиля через ремень навесного оборудования или от отдельного электромотора (элеткрогидроусилитель руля), под давлением нагнетает масло в рейку. Обратите внимание, в системе рабочая жидкость циркулирует под большим давлением.

Когда колеса стоят прямо, жидкость ГУРа просто перекачивается по кругу «вхолостую». Если же водитель поворачивает рулевое колесо в одну или другую сторону, специальный распределитель в рейке перепускает жидкость и за счет давления становится возможным толкать вал, который также расположен внутри рулевой рейки.

В свою очередь, к валу прикручены рулевые тяги, что позволяет поворачивать колеса автомобиля. При этом именно благодаря работе усилителя не нужно прикладывать особых усилий для поворота рулевого колеса.

Так вот, с учетом того, что имеет место естественный износ агрегатов и узлов, масло в ГУР загрязняется стружкой и частицами такого износа. Также сама жидкость может сильно разогреваться в данном механизме.

Не трудно догадаться, что если не менять жидкость ГУР, тогда ресурс узла может заметно сократиться. Если точнее, свежая жидкость позволяет уменьшить нагрузку на насос, снизить интенсивность его износа, убрать или уменьшить лишние шумы при работе.

Также удается продлить срок службы сальников, уплотнителей и других элементов в устройстве насоса и рулевой рейки. Именно по этой причине замена обычно рекомендуется каждые 100 тыс. км. пробега или каждые 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше.).

Особенности выбора жидкости ГУР

Прежде всего, замена масла в ГУР предполагает слив старой жидкости и заливку новой в полном объеме. При этом важно понимать, что для разных автомобилей могут использоваться разные жидкости гидроусилителя. В одних случаях это обычная ATF для АКПП (типа Dexron), тогда как в других только специальные минеральные масла и жидкости типа PSF.

По этой причине следует подобрать такую жидкость, которая рекомендуется для гидроусилителя конкретного автомобиля. На практике, нужно воздержаться от экономии на данном узле, так как замена выполняется не так часто.

Важно понимать, что в процессе работы масло в ГУР сильно нагревается. На самом деле, условия не такие уж и щадящие, как многие могут подумать. Самом собой, чтобы гидроусилитель нормально работал, масло должно соответствовать всем требованиям, допускам и рекомендациям, а также отличаться стабильностью в тяжелых условиях и т.д.

Читайте также:  Объем корпуса для сабвуфера

Замена жидкости ГУР: как выполняется

Разобравшись с маслом для ГУР и подготовив его в полном объеме (обычно, не менее 1 литра), можно переходить к замене. Замена жидкости гидроусилителя руля не является сложной процедурой и вполне может быть выполнена самостоятельно в условиях обычного гаража.

Замена масла ГУР предполагает несколько этапов:

  • удаление старой жидкости;
  • промывка системы;
  • заливка новой жидкости и прокачка;

Обратите внимание, второй пункт зачастую можно пропустить, однако, если система сильно загрязнена, в старом масле много стружки, тогда лучше промыть ГУР. При этом нужно понимать, что для промывки потребуется больше масла (жидкости гидроусилителя). Также, чтобы избежать смешивания разных масел, промывать гидроусилитель лучше всего такой же жидкостью, что и будет залита для использования.

Итак, для замены нужно выполнить ряд действий:

  • Сначала нужно открутить крышку бачка гидроусилителя руля;
  • Под крышкой есть фильтр, который нужно достать;
  • Если фильтр забит грязью, отложениями и т.п., его лучше заменить на новый или почистить;
  • Далее потребуется откачать жидкость из бачка гидроусилителя (обычно используют большой шприц для откачки и шланг от капельницы). Через шланги ГУРа сливать жидкость из бачка не рекомендуется, так как можно залить масло подкапотное пространство.
  • Опустошив бачок, следует заглянуть внутрь. Внизу есть несъемная сетка-фильтр, которую также нужно очистить (можно керосином), сняв бачок ГУР. В отдельных случаях, когда сетка сильно загрязнена, весь бачок лучше заменить.
  • Теперь нужно убрать масло из самой системы. Для этого требуется снять сначала более толстый шланг, удалив хомут. Если шланг прикипел, можно аккуратно провернуть его на штуцере бачка, затем снимаются и другие шланги, идущие к бачку.
  • Под шланги нужно ставить заранее подготовленную емкость, затем можно снимать шланг, собирая сливаемую жидкость в эту емкость. Затем шланги нужно опустить в пустые емкости.
  • После этого на короткое время можно завести двигатель автомобиля, вращая рулем от упора до упора, чтобы слить остатки жидкости ГУР.
  • Обратите внимание, заводить мотор нужно не более чем на 1 минуту, так как работа без жидкости может вывести из строя насос гидроусилителя.

Завершив слив жидкости, можно переходить или к заливке свежего масла, или к промывке. Для промывки нужно залить жидкость в систему, однако после ее нужно будет сразу слить или осуществить замену через небольшой промежуток времени (2-3 тыс. км.). При необходимости, процедуру повторяют несколько раз.

  • Для заливки свежей жидкости в ГУР, сначала следует установить бачок и закрепить все шланги, затянуть хомуты.
  • Затем масло в ГУР заливают до отметки максимум. Следующим шагом становится необходимость пригласить помощника.
  • Один человек заводит двигатель и вращает руль, тогда как второй подливает масло в бачок, так как после запуска ДВС оно начнет активно уходить в систему.
  • Если нет помощника, можно не заводить ДВС, просто приподняв колеса, налив масло в бачок и после вращая руль в салоне. Процедура более долгая по времени, однако меньше рисков для насоса. После двух-трех вращений от упора до упора следует выйти из машины, проверить уровень масла ГУР в бачке и долить жидкость.
  • Когда видно, что жидкость больше не уходит, двигатель можно запустить и снова проверить уровень. Долив масло до максимума по отметке, крышку бачка ГУР можно закрывать, так как сама замена завешена.
  • Через несколько сотен километров пробега нужно снова проверить уровень масла в бачке ГУР, осмотреть шланги на предмет течей и т.д.

После в бачок наливается свежее масло, двигатель заводят и продолжают подливать масло или вращают руль на вывешенных колесах без запуска ДВС, параллельно контролируя чистоту жидкости, которая сливается в емкость. Как только жидкость станет чистой, следует выставить уровень масла в бачке, а само масло можно считать освеженным.

Способ далеко не самый экономный, так как масла расходуется не мало, однако, система не работает «на сухую», как при полном сливе. Также меньше рисков допустить ошибки, которые могут вывести ГУР из строя или сократить его ресурс.

Напоследок отметим, что оптимальный уровень масла находится между отметками Min и Max. Однако, не некоторых авто бачок может иметь метки min cold и min hot, а также max cold и max hot. Так вот, эти уровни указывают на минимальный и максимальный уровень «на холодную» и «на горячую». В этом случае не следует заливать масло до уровня max hot «на холодную», так как после нагрева жидкость расширится, масло может выдавить.

В норме, после замены и прогрева ГУР, уровень должен быть посредине (между min hot и max hot). Если жидкость «на горячую» поднялась выше max hot, тогда излишки рекомендуется откачать из бачка.

Советы и рекомендации

С учетом того, что ГУР является важным и ответственным уз лом, а замена ГУРа достаточно дорогая (сам гидроусилитель в сборе стоит дорого даже для бюджетных авто), рекомендуется уделять повышенное внимание данной системе. Важно проверять уровень масла, следить за его состоянием и своевременно осуществлять замену жидкости.

Уровень масла в бачке ГУР должен быть на отметке не выше «мax» и не ниже «min». Если заметно понижение, тогда где-то происходит утечка, необходима диагностика гидроусилителя. При этом нельзя просто доливать жидкость и дальше эксплуатировать автомобиль длительное время.

Дело в том, что отсутствие герметичности приводит к тому, что происходит быстрый износ насоса и других элементов рулевого управления, ухудшается подвижность редукционного клапана, детали перегреваются, изнашиваются зубья вала рулевой рейки и т.д.

Если же масло мутное, с примесями или виден осадок, тогда жидкость подлежит замене. Осадок указывает на распад присадок, которые уже не работают в таком масле. Это значит, что масло в ГУР может пениться, сильно окисляться, не защищает от износа и коррозии и т.д.

Читайте также:  Щелкает педаль сцепления на гранте при нажатии

Другими словами, гидравлическая жидкость является расходником, который стареет в процессе эксплуатации. Рабочую жидкость в ГУР необходимо менять по регламенту, а также замена может потребоваться чаще (с поправкой на тяжелые условия эксплуатации, поломки ГУР и т.д.).

В рамках замены обязательна чистка бачка ГУР. Сделать это можно обычным очистителем, затем бачок продувается воздухом из компрессора. Если же в бачке сильно загрязнена сетка, проще установить новый бачок.

Еще добавим, что если на шлангах ГУР видны дефекты (трещины, расслоения), а также возникли проблемы с магистралями высокого давления и их штуцерами, такие элементы нужно заменить.

Что в итоге

Как видно, замена ГУР или его отдельных элементов (уплотнители, рейка, насос) может быть заметно отсрочена благодаря правильному обслуживанию системы. Другими словами, гидроусилитель нужно регулярно обслуживать качественным маслом, точно так же, как и ДВС или КПП.

К сожалению, многие считают, что жидкость гидроусилителя рулевого управления менять не надо, и хватает ее на весь срок службы автомобиля. Что ж, если железный конь недавно покинул стойло дилерского центра, а в планах владельца не значится ездить на нем сильно больше трех лет, то можно расслабиться и забыть про эту операцию. Но вот машина уже прошла «далеко за 100», ей лет около пяти или более, а надсадный гул насоса ГУР при повороте руля наносит тяжёлые душевные раны. Тогда у многих возникает вопрос: а не поменять ли эту жидкость? И если да, то как это сделать? Оказывается, совсем несложно. Попробуем?

Для простоты вращения

С начала в двух словах – коротенькая история появления и развития гидроусилителя рулевого управления.

Печально, что среди известных американских автопроизводителей вряд ли кто сейчас вспомнит Pierce Arrow. А ведь именно этой фирме мы должны быть благодарны за первый рабочий (именно рабочий!) гидроусилитель. Первая продукция этого предприятия появилась в 1901 году, а первое упоминание о ГУРе относится к 1902 году. Правда, этот патент никакого отношения в Пирс Эрроу не имел: Фредерик Ланчестер оформил его в Великобритании и в американской компании не работал.

Но нельзя не согласиться, что название его патента волне соответствует сегодняшней теме: "управление рулевым механизмом, который будет приводиться в действие гидравлической энергией".

После этого было зарегистрировано ещё несколько патентов, но ни одно из изобретений не стало частью конструкции серийного автомобиля. Более того, некоторые вообще конструкцией так и не стали, оставшись бумагой с подписью патентного бюро. А вот инженер Фрэнсис В. Дэвис из Pierce Arrow смог построить нечто работоспособное, отчего «отцом» ГУРа принято считать именно его, хотя и случилось это только в 1925 году. Стоит отметить, что фирма Pierce Arrow занималась производством грузовой техники, и думается, что это сыграло свою роль: автоперевозки в Америке были хорошо развиты уже в 1920-х годах, а крутить «баранку» грузовика без усилителя всегда было сложно.

Производство ГУРа было тогда процессом сложным: много маленьких деталей, изготовление которых требовало большой точности, было довольно дорогим и муторным занятием. От ГУРа отказался даже Роллс-Ройс, попытавшийся установить изобретение Дэвиса в свой автомобиль в 1932 году.

В отчаянии пытались заметить гидравлическую систему на пневматическую, которая в 30-х годах использовалась на карьерных американских самосвалах. Получилось не слишком хорошо: шумно, громоздко и ненадёжно. Впрочем, и первые гидравлические усилители работали не самым лучшим образом: во-первых, забирали слишком много мощности у и без того не слишком больших моторов, а во-вторых, нормально работали только при средних оборотах двигателя (на малых давления не хватало, а на высоких его было слишком много – обратная связь терялась напрочь). Что ж, охотно их понимаю: мне доводилось ездить на советском междугороднем лайнере ЗиС-127 1955 года. Там как раз стоит один из первых ГУРов – дьявольская конструкция, работающая только при нажатии педали газа в пол, отчего абсолютно бесполезная при парковке.

Как бы там ни было, ГУР рос и развивался на радость слабосильным людям. Теперь он уже не имеет недостатков первых конструкций, но уже постепенно вытесняется электроусилителем. Тем не менее, основные узлы ГУРа остаются прежними. Это насос, распределитель, гидроцилиндр и бачок. Есть ещё шланги и непосредственно жидкость, а также – приводной ремень. Впрочем, ремень редко бывает отдельным, обычно насос ГУРа приводит в действие один из сервисных ремней подвесного оборудования. Чаще всего слабым звеном системы становится именно насос. Если не повезёт, то можно услышать, как он начинает гудеть. Чтобы не слышать этого звука как можно дольше, жидкость менять всё-таки приходится, невзирая даже не уверения о её «вечности».

Мы проведём работу на Рено Логан, хотя на любом другом автомобиле процедуру можно проделать почти таким же способом. Поможет нам специалист компании «Логан Шоп» Алексей Телешов.

Скажу сразу: работа эта действительно простая, а значит, выполнить её сможет каждый. Но сначала нужно будет купить жидкость, в нашем случае это Dexron III.

Кстати, если кто-то не знал: первая ATF (Automatic Transmission Fluid) выпускалась концерном General Motors с 1968 по 1972 годы, после чего производство пришлось срочным образом менять.

Дело в том, что при изготовлении жидкости использовался фрикционный модификатор на базе спермы китов. Китам, может, и нравилось, а вот защитники природы были против. Заливать менее вязкую жидкость мастер не советует.

За работу!

Итак, откручиваем крышку бачка ГУРа. Под ней мы видим фильтр. Достать его можно двумя пальцами, засунув их в горловину и чуть повернув фильтр будто по резьбе (на самом деле никакой резьбы там нет). Вытаскиваем его наружу и подавляем отвращение: на его стенках много осадка, налёта и грязи (вы все еще считаете, что масло в ГУР залито на весь срок службы?). Такого быть не должно, поэтому берём спрей-очиститель и используем его по назначению.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector