Чертеж маховика ваз 2101

Если рассматривать устройство и принцип работы ДВС, то рано или поздно придется столкнуться с таким изделием, как маховик. По своему конструктивному исполнению он не представляет чего-то сложного, но выполняемые им функции чрезвычайно важны, и непонятно, каким образом можно обойтись без него.

Что такое маховик в автомобиле?

По сути дела, маховик двигателя является составной частью нескольких самостоятельных систем. К его функциям можно отнести:

  • уменьшение колебаний при вращении коленвала ДВС. В этом случае маховик выступает как часть двигателя;
  • передачу момента на КПП от силового агрегата. Маховик кроме всего прочего является первичным диском сцепления;
  • передачу момента на коленвал от стартера. Через венец маховика от стартера поступает момент для раскручивания коленвала и запуска двигателя.

Чтобы лучше понять принцип его работы и те возможности, которые реализует конкретное устройство, надо рассмотреть отдельно каждый случай применения.

Для чего нужен маховик

  1. Как элемент ДВС. Основное, если так можно сказать, самое первое его применение. Понять выполняемые в этом случае функции поможет фото
    Здесь: 1 – шейка шатунная, 2 – противовес, 3 – маховик с венцом 4 – коренная шейка, 5 – коленвал.
    Работа четырехтактного ДВС подразумевает, что энергия от сгорания топлива появляется неравномерно из-за того, что в разных цилиндрах этот процесс происходит в разное время. Такое ее поступление обуславливает изменяющийся во времени момент на валу ДВС. Для сглаживания этих пульсаций, а также любых неравномерностей при вращении коленвала, предусмотрено использование маховика, выступающего своеобразным аккумулятором кинетической энергии.
  2. Полученный крутящий момент необходимо передать на колеса, и опять в этом процессе не обойтись без маховика. Такое его назначение основано на том, что он используется в качестве первичного вала сцепления, как показано на фото:
    1 – маховик, 2 – сцепление в сборе.
    В данном случае от маховика сцепление получает крутящий момент, выдаваемый ДВС, а затем передает его дальше на КПП. Не касаясь того, как организовано взаимодействие маховик-сцепление, стоит только отметить, что здесь он выступает в двоякой роли – как оконечный элемент ДВС, на который поступает развиваемый крутящий момент, и как часть сцепления, этот момент получающий.
  3. Использование маховика при запуске ДВС. Такое его применение показано на фото ниже:
    Принцип работы, в этом случае, следующий – при повороте ключа зажигания реле вводит в зацепление венец маховика и шестеренку на валу стартера. Стартер начинает крутиться, создаваемый им момент раскручивает маховик и, соответственно, коленвал двигателя. Он запускается, после чего венец маховика и стартер разъединяются. Теперь должно быть понятно, для чего нужен венец.

Обычный, демпферный маховик и другие его виды

Конструктивно различают такие виды его исполнения:

  • сплошной или обычный;
  • двухмассовый или демпферный;
  • облегченный.

Наиболее распространенным является сплошной маховик. По сути дела – это обычный металлический диск, на котором по торцу выполнен венец.

Для разных моделей автомобиля используется свое исполнение, обычно диаметр диска тридцать-сорок сантиметров. Как пример можно привести диск ВАЗ 2101, его вес равен 6,7 кг, а диаметр сцепления двести мм, тогда как для ВАЗ 2110 – вес 6,3 кг. Не существует единого варианта для любых моделей, на все ВАЗ, например, такие как 2112, 2114, 2110, применяется свое исполнение.

Читайте также:  Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз приора

Двухмассовый маховик, принцип работы

Однако зачастую это не самый лучший вариант маховика, используемого на автомобиле. Дело в том, что ДВС работает неравномерно, кроме того режимы движения постоянно меняются (ускорение, замедление), что приводит к дополнительным нагрузкам на коленвал. Пусть будет самая простая ситуация – автомобиль движется равномерно и прямо. Впереди освобождается дорога, предположим, что трактор свернул в сторону, получив свободное пространство, водитель начинает разгоняться.

При этом возникает несколько дополнительных источников нагрузки. Неравномерность процессов воспламенения топлива приводит к тому, что коленвал вращается также неравномерно. Ее частично сглаживает маховик. Но есть еще одна особенность – при ускорении автомобиля коленвал раскручивается с большей частотой, чем работал раньше.

Для вала она превышает частоту вращения маховика, вал уже раскрутился, а маховик, благодаря своей инерционности, – нет, вследствие чего возникают дополнительные нагрузки, так называемые «крутильные колебания». Они передаются в трансмиссию, в результате чего появляется дополнительный стук, вибрация в КПП и прочие подобные подарки. Выходом из такой ситуации может стать использование двухмассового маховика.

Что же это за устройство, позволяющее добиться отличного результата? Двухмассовый маховик показан на фото, по сути дела, он представляет собой два диска, соединённых между собой пружинами.

Конструктивное исполнение конкретного двухмассового устройства может быть отличным от показанного выше. В любом случае – это два диска, соединенных подшипником. Первый диск крепится на коленвал, и на нем располагается венец для подключения стартера, второй связан со сцеплением. Между дисками установлена пружинная демпферная система. Диски имеют возможность вращаться друг относительно друга, при этом пружины гасят рывки и различные колебания, возникающие при работе ДВС.

Однако не все хорошо, во всяком случае, двухмассовый маховик не может похвастаться широким применением, например, как обычный маховик ВАЗ 2108.

А все дело в том, что при движении на малых оборотах, особенно на автомобилях с дизельными двигателями, обладающими при этом повышенным моментом, неравномерность воспламенения топлива максимальна. Следствием движения в таком режиме будет возникновение значительных крутильных колебаний, приводящих к увеличенному уровню нагрузки на демпферные пружины. В результате чего двухмассовый маховик выходит из строя.
Стоит отметить, что кроме двухмассового маховика есть и другие его разновидности, но это тема уже отдельного разговора.

Что используют в автомобилях ВАЗ?

Нет ничего удивительного, что для машин ВАЗ, например таких, как 2112, 2114, 2110, как уже отмечалось, используются разнообразные маховики. В авто этого семейства применяют обычный, а не двухмассовый маховик. Правда, для представителя каждого семейства ВАЗ он свой, отличающийся весом и размерами диска сцепления.

Так, на всю классику ВАЗ ставится маховик от 2101, на Ниву и Шеви Ниву – от 21213. Восьмерки комплектуются изделиями от 2109. Десятки, Калины, Приоры, Гранты используют маховик от ВАЗ 2110. Все виды маховиков, от ВАЗ различных семейств, например таких, как 2112, 2114, 2110, отличаются различным посадочным местом, внешним диаметром и венцом.
" alt="">
Роль и значение маховика в ДВС переоценить трудно, да наверное, просто невозможно. Именно он сглаживает рывки, создает нормальные условия для работы трансмиссии и уменьшает вибрацию от мотора, передаваемую на кузов. С целью повышения его эффективности используются различные конструкции, хотя зачастую и исполнение в виде обычного диска вполне успешно работает в двигателе.

Маховик снимаем для его замены, а также при замене заднего сальника коленчатого вала и разборке двигателя.

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. "Подготовка автомобиля к ТО и ремонту").

2. Снимаем корзину и ведомый диск сцепления (см. "Детали сцепления — снятие и установка").

Читайте также:  Тестер форсунок своими руками схема

3. Вворачиваем болт крепления картера сцепления в резьбовое отверстие блока цилиндров.

4. Для удержания маховика от проворачивания опираемся о болт монтажной лопаткой, вставленной между зубьев венца маховика.

5. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем шесть болтов крепления маховика.

6. Снимаем опорную шайбу и маховик с коленчатого вала.

Маховик, установленный на новом автомобиле, балансируется при сборке вместе с коленчатым валом. Маховик может устанавливаться на коленчатый вал в двух положениях. Если маховик снимаем не для замены, то его следует установить в первоначальное положение. Для этого на маховике выполнена метка. При положениях поршней 1-го и 4-го цилиндров в ВМТ (верхней мертвой точке) метка должна располагаться на маховике вверху.

1. Устанавливаем маховик и равномерно, с диаметрально противоположных сторон, затягиваем болты его крепления к коленчатому валу моментом 60,1-87,4 Н·м.

2. Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.

Маховик двигателя — это важная часть устройства автомобиля, которая выполняет ряд важных функций. Во-первых, с её помощью становится возможным запуск мотора. Во-вторых, она соединяет двигатель с трансмиссией. В-третьих, устройство представляет собой ведущий диск сцепления.

Через маховик крутящий момент в автомобилях ВАЗ и не только передаётся на коробку передач. К тому же без него не может нормально вращаться коленчатый вал. В общем, без этой детали невозможно представить устройство современной машины.

Что собой представляет маховик

Устройство

Стоит сказать, что маховик двигателя ВАЗа представляет собой диск. Обычно его диаметр составляет 30 сантиметров. Торец конструкции имеет зубчатую структуру. Это позволяет ему цепляться за вал стартёра. Как результат коленвал начинает раскручиваться, когда водитель вставляет ключ в замок и запускает мотор.

Маховики бывают простыми и с двойной массой. Второй тип конструкции имеет один существенный недостаток — он довольно сложен в исполнении. Неудивительно, что в большинство машин ставят обычное устройство.

Маховик двигателя ВАЗа крепится на конце коленчатого вала. Соединение с основной конструкцией происходит посредством болтов. В качестве базы выступает корзина сцепления.

Что такое маховик двигателя и принцип его работы показано на видео:

Принцип работы

Чтобы понять, как работает маховик двигателя ВАЗа достаточно вспомнить детский волчок. Вот только в данном случае вместо силы руки используется сила коленчатого вала. Благодаря ей устройство раскручивается.

Интересной особенностью маховика двигателя ВАЗа является запас энергии. Дело в том, что механизм может продолжать движение даже после того, как прекратилась работа коленвала. Точнее, эти два устройства взаимосвязаны.

Пример устройства маховика на автомобиле ВАЗ 2101

Сразу нужно сделать одно важное уточнение: для разных моделей схема маховика двигателя может существенно отличаться. Дело в том, что конструкторы пытаются сделать всё возможное, чтобы добиться максимальной производительности. Неудивительно, что они видоизменяют определённые элементы устройства или даже меняют его положение.

Маховик для двигателя ВАЗ 2101 делают из чугуна, из-за чего он довольно тяжёлый. Но при этом прочность возрастает в несколько раз. Обод имеет закалённые зубья. Это сделано для того, чтобы пуск со стартёра осуществлялся максимально просто. Мало того, подобная конструктивная особенность в значительной мере увеличивает срок эксплуатации.

Маховик для двигателя ВАЗ 2101 присоединяется к коленчатому валу при помощи шести болтов. Это обеспечивает надёжность соединения. Под болты устанавливается шайба.

Установка маховика на коленчатый вал для двигателя ВАЗа имеет некоторые особенности. Нужно ориентироваться на метку. Это лунка в форме конуса, которая должна находиться возле зубчатого обода. При этом ось шатунной шейки базируется в одной плоскости с осью коленвала. Конечно же, подразумевается первый цилиндр.

Читайте также:  Рейтинг недорогих зимних шин r16

Неисправности маховика

Безусловно, маховик в двигателе ВАЗа выполняет множество задач. Из-за этого нагрузка на деталь очень велика, неудивительно, что при длительной эксплуатации или агрессивном вождении она может выйти из строя. Чаще всего встречаются следующие дефекты:

  • повреждение венца маховика двигателя ВАЗа. Подобное может происходить как вследствие естественного износа, так и из-за аварии. Во многих случаях это происходит из-за того, что стартёр сработался. Иногда в картер попадают посторонние предметы;
  • биение. Это одна из самых распространённых неисправностей маховика двигателя ВАЗа. Такой дефект возникает из-за плохой работы всей системы сцепления;
  • повреждение поверхности под диском сцепления;
  • повреждение пространства под фланцем коленчатого вала. Обычно происходит из-за неправильной сборки;
  • износ резьбы. Слабым местом этой детали являются отверстия, которые отводятся под болты крепления.

Вот пять основных неисправностей маховика двигателя ВАЗа. Их нужно в скорейшем времени исправить. Иначе их нестабильная работа может повлечь за собой повреждение других деталей.

Кстати, довольно часто причиной повреждений маховика двигателя ВАЗа является неправильная сварка. Чтобы подобного не произошло, необходимо проводить все ремонтные работы максимально осторожно.

Устранение дефектов

Восстановительные работы зависят напрямую от того дефекта, который возник в маховике двигателя ВАЗа. В общем, по аналогии можем дать такие рекомендации по починке:

  1. Повреждение венца — замена. Ремонту устройство не поддаётся. При этом нужно особое внимание уделить проверке и регулировке. В процессе не помешает проверить стабильность работы стартёра и проводки. Стартёр и венец часто выходят из строя одновременно.
  2. Биение маховика двигателя ВАЗа. Для начала вам нужно проанализировать сам процесс биения. Если оно небольшое, то достаточно обработать поверхность детали на токарном станке. В противном случае остаётся только замена. Для каждого автомобиля допустимая величина биения зависит от производственных настроек.
  3. Проблемы с поверхностью под ведомым диском. В таком случае вы можете лишь провести замену сцепления. В некоторых случаях также нужно поменять и привод. Если же этого не сделать, то на маховике появятся трещины.
  4. Неисправность отверстия, куда входит фланец от коленчатого вала. Нужно менять маховик. Это единственный вариант. При наиболее неблагоприятных обстоятельствах тоже придётся сделать и с коленвалом.
  5. Износ резьбы — также необходима замена махового колеса. Тем не менее есть и другой вариант, но к нему прибегают довольно редко из-за сложности и высоких затрат по времени. Можно высверлить резьбу и нарезать новую. Но в таком случае придётся проводить балансировку конструкции.

Как видите, не все повреждения махового колеса можно исправить. В некоторых случаях единственный вариант — это замена. Очень важно всё сделать вовремя. В противном случае двигателю может понадобиться капитальный ремонт и установка новых комплектующих.

Наиболее распространённые неисправности махового колеса для ВАЗа 2101

Стоит признать, что конструкция этого автомобиля, несмотря на всю свою топорность, имеет длительный срок эксплуатации. Мало того, замена деталей стоит сравнительно недорого.

Чаще всего на поверхности махового колеса модели образуются задиры. В таком случае у водителя есть два варианта. В первом понадобится замена. Обязательным условием является сильный и неравномерный износ. Во втором варианте всё дело в нажимном диске. Просто поменяйте кожух и диск.

Как снять и установить маховик на ВАЗе показано на видео:

Итоги

Из-за большой нагрузки, которой подвержено маховое колесо, довольно часто из строя выходят его элементы. Также риску подвержены, работающие с ним в одном узле детали. Но чугунная конструкция способна выдержать невероятное давление. Достаточно пользоваться автомобилем аккуратно, и маховик прослужит долго.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector