Что делать если сорвалась резьба

Никто не застрахован от того, что при ремонте автомобиля или в других рабочих ситуациях может произойти повреждение резьбового соединения. Как вернуть работоспособность, казалось бы, вышедшей из строя резьбе?

Многие мастера используют традиционный способ, суть которого сводится к рассверливанию отверстия сверлом большего диаметра и нарезанию метчиком новой резьбы. Однако после такого ремонта придется использовать и ответный элемент (болт, шпильку, свечу) большего диаметра, что не всегда представляется возможным. Этот способ не подойдет и в случае, если запас «тела» для рассверливания недостаточен.

Как отремонтировать резьбовое отверстие с сохранением его прежнего диаметра?

В настоящее время найден простой и надежный способ восстановления резьбы, который уже достаточно давно используют во всем мире. В нашей стране он, к сожалению, медленно набирает популярность, как по причине нашей неосведомленности, так и из-за невозможности приобрести в магазинах специальные пружинные вставки и вспомогательный установочный инструмент.

Разработкой и изготовлением вставок занимаются многие известные производители. Изделия разных фирм могут незначительно различаться по названию (ввертыши, футорки), конструктивному исполнению и материалу, но принцип действия и технология установки одинакова для всех. В продаже можно найти не только комплекты ввертышей различных длин, диаметров и шага резьбы, но и целые наборы для восстановления резьбы, в которые помимо вставок входят сверла, метчики, установочное приспособление и оправка для обламывания монтажного поводка. Такие решения предлагает немецкий производитель металлорежущего инструмента «Volkel» и российский «Дело Техники». У некоторых брендов подобная технология и инструмент называется «системой», например:

  • система V-coil
  • система Recoil
  • система HeliCoil

Виды пружинных резьбовых вставок

Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий имеют форму упругой спирали, витки которой формируют с внутренней стороны высокоточный ромбический профиль, который аналогичен профилю резьбы. Большинство продаваемых ввертышей имеют поводковый язычок, служащий для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. После монтажа он легко отделяется по надрезу при помощи специального обламывателя.

Пружинные футорки имеют разное количество витков и соответственно разную длину, которая обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали. Выпускаются также специальные виды вставок, например, для свечной резьбы или кислородных датчиков. На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая, что позволяет получить надежную резьбу, устойчивую к износу, деформации и коррозии.

Читайте также:  Тахометр ваз 2109 инжектор схема

Замена поврежденной резьбы в четыре простых шага

Рассматриваемый способ позволяет в условиях гаража, не имея на то специальных навыков, в четыре простых приема произвести ремонт изношенного резьбового отверстия в корпусных деталях из стали и цветных металлов.

Шаг 1 – Сверление

Удаление старой резьбы при помощи сверла. Для выбора диаметра сверла производители предлагают воспользоваться специальной таблицей, в которой указываются наиболее распространенные размеры восстанавливаемых резьбовых отверстий и рекомендуемый диаметр сверла.

Шаг 2 – Формирование резьбы

В рассверленном отверстии производят нарезку резьбы специальным метчиком, предлагаемым производителем, который имеет некоторые отличия от стандартного резьбонарезного метчика. Для работы со свечными отверстиями рекомендуется использовать ступенчатый метчик, позволяющий миновать процесс рассверливания.

Шаг 3 – Ввертывание вставки

Установка пружинной втулки в полученную резьбу выполняется установочным приспособлением (шпинделем с зацепом), входящим в комплектацию набора.

Шаг 4 – Удаление установочного язычка

После выкручивания шпинделя необходимо отломить и удалить язычок на спиральной вставке. Сделать это не сложно благодаря насечке на последнем витке и специально предусмотренному инструменту.

Преимущества применения ремонтных вставок

Резьбовая вставка имеет жесткую посадку без зазоров в изготовленной резьбе, исключающую риск отвинчивания при динамических нагрузках. Это достигается за счет ее пружинных свойств и небольшой разницы в диаметре вставки и диаметре резьбы в отверстии. Вкрученная с натягом пружинная футорка занимает устойчивое положение без дополнительной фиксации клеем и обеспечивает равномерное распределение усилие от болта по всей длине отверстия.

Данный метод позволяет сформировать резьбу, которая по прочности и надежности не уступает оригинальной, а в случаях с металлами низкой прочности повышает несущую способность резьбы. Прочная сталь, из которой изготовлены ввертыши, снижает риск быстрого износа резьбовой поверхности при частом закручивании и выкручивании крепежа.

Описываемая система дает возможность создавать в мягких материалах (дерево, пластик) надежную стальную резьбу, а также сделать резьбовое соединение в хрупких и тонкостенных деталях. С помощью резьбовых вставок можно осуществить легкий переход от одного вида резьбы на другой, например: с левой на правую, с метрической на дюймовую, с мелкой на крупную и наоборот.

Использование пружинных вставок открывает новые возможности для конструирования, дает свободу в выборе материала и размера крепежных элементов. Возможность быстро отремонтировать резьбовое отверстие избавит от необходимости замены дорогостоящей детали. В случае необходимости ремонтные вставки можно демонтировать при помощи все тех же инструментов, входящих в «систему».

Как правило, грани шурупа срываются в самый неподходящий момент. При этом на это никак не влияет мастер вы или новичок. Выкрутить сорванный шуруп вполне возможно. Но, конечно, на это придется затратить дополнительное время. Итак, рассмотрим некоторые методы по выкручиванию сорванного шурупа.

Читайте также:  Винтовая блокировка дифференциала ваз 2107

Почему срывается шуруп?

В большинстве случаев шурупы срываются по причине изношенного инструмента. Например, если жало на отвертке недостаточно острое, а грани слегка стертые, шуруп вполне может сорваться. Шуруп срывается и тогда, когда оказывают слишком малое давление на отвертку. В этом случае отвертка соскакивает с грани, и после нескольких таких неудачных попыток шлицы «слизуются».

Но существует и другая причина. В некоторых случаях часть головки отламывается. Это может случиться, если шуруп со временем состарился и сломался от износа. С другой стороны, шуруп может быть достаточно новым, но он гнется и впоследствии ломается из-за низкого качества. Давайте разберемся, как выкрутить шуруп, если он имеет сорванные грани.

Что делать в первую очередь

Как только у вас первый раз отвертка проскочила по граням, не стоит горячиться и повторять процедуру. Ситуация может вовсе усугубиться и приведет к куда большей проблеме. Первоочередная задача — не испортить заготовку, в которой находится шуруп.

Для начала можно просто заменить отвертку. Возможно, в вашем случае отвертка попросту не подходит под выбранный вами шуруп. Поэтому можно попытать счастья, использовав несколько попыток другими отвертками. При этом убедитесь в том, что жало отвертки надежно вошло в шляпку. Если же это не помогает, тогда придется прибегать к альтернативным методам.

Если вы еще не успели полностью закрутить или, наоборот, выкрутить шуруп, то сделать это можно при помощи плоскогубцев. Ими сильно захватите шляпку и прокручивайте против часовой стрелки. В большинстве случаев такой метод по выкручиванию сорванного шурупа заканчивается успехом.

Другой вариант: взять ножовку по металлу и ею выполнить неглубокий пропил. После чего отверткой с плоским концом «минус» попытаться выкрутить шуруп.

Обратите внимание! Пропил должен быть не более двух миллиметров, иначе шляпка ослабнет и поломается вовсе.

Если шуруп закрученный и имеет сорванную шляпку, возьмите болгарку с небольшим кругом и выполните аналогичный пропил.

Но в этом случае следует действовать крайне осторожно, ведь очень легко повредить заготовку. В целях безопасности можно быстро включить и сразу выключить болгарку. Пока диск будет крутиться по инерции, можно сделать небольшой пропил.

Обратите внимание! При использовании болгарки наденьте защитные очки!

Использование экстрактора и метода сверления

Существует еще куда более технологичный метод с применением экстрактора. Главным образом он используется, если необходимо выкрутить сломанный шуруп. Он не ломается в процессе выкручивания. Экстрактор это та же отвертка, вот только он имеет сильные и грубые металлические нити на наконечнике. С их помощью можно без особых проблем проникнуть глубоко в головку шурупа и соответственно выкрутить шуруп. Итак, выкручивание сорванного шурупа при помощи экстрактора выполняется в следующей последовательности. Используя экстрактор, необходимо достать шуруп, при этом слегка надавливайте на него. Это необходимо, чтобы избежать скольжения. После нескольких попыток у вас получится его прокрутить. Если никак не получается, тогда наставьте на шуруп зубило и стукните по нему слегка молотком. Шуруп сдвинется со своего места и тогда наверняка его можно будет удалить.

Читайте также:  Крышка сапуна ваз 2107

Если при помощи экстрактора у вас никак не получается выкрутить шуруп, тогда придется идти на кардинальные меры. Возьмите дрель и сверло соответствующего диаметра под шуруп. При этом сверло должно быть исключительно для работы по металлу. В результате у вас может получится углубить отверстие для отвертки, и тогда можно будет открутить шуруп.

Обратите внимание! Если вы просверлите слишком глубокое отверстие, головка шурупа слишком ослабнет. В результате головка и шуруп станут хрупкими, и проблема еще больше усугубится.

Обратите внимание! При сверлении шурупа важно соблюдать технику безопасности, так как в процессе работы может отшкалиться и отскочить металлическая стружка в глаза. После сверления не сметайте стружку ладонью, вы можете загнать себе в руку металлическую занозу. Воспользуйтесь металлической щеткой или твердой губкой.

Кроме всего прочего, существует другой тип болтового экстрактора – шлицевый. Он напоминает шестигранную шайбу со шлицем, который располагается на внутреннем канале вместо резьбы. Так, шлицевый экстрактор одеваете на головку шурупа, при этом внутренний шлиц ввинчивается в нее. Болтовой экстрактор следует слегка придавить и провернуть торцовым ключом.

Крайние меры и максимальный результат

Если же никакие из вышеперечисленных методов вам не помогли, тогда можно просто высверлить шуруп полностью к его основанию. Этот метод применим и в том случае, если выкрутить шуруп не дает сорванная резьба. Если сорвана резьба, высверливая шуруп, вы разрушите ее всю и удалить шуруп из заготовки не составит труда. После, вы сможете заменить его на новый, но большего диаметра.

Другой, менее примитивный метод, заключается в том, чтобы использовать плоскую резинку, которая вставляется между шурупом и отверткой. При небольшом давлении и легком прокручивании можно добиться успеха. Резинка заполнит все пространство, которое не может захватить отвертка.

Итак, мы рассмотрели возможные варианты и методы выкручивания сорванного шурупа. Если у вас есть своя разработанная технология, тогда напишите нам об этом в комментариях к статье.

Видео

И еще один интересный альтернативный способ:

Вы повредили резьбу на узле или механизме своего автомобиля? Не спешите покупать новую деталь. В очередном выпуске «Технической среды» эксперт журнала «За рулем» Геннадий Емелькин расскажет, как своими силами восстановить резьбу.

  • Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на адрес techsreda@zr.ru.

    Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в Youtube.

  • Также вам могут быть интересны эти заметки...

    Adblock detector