Что лучше полиуретан или резина в подвеске

Элементы подвески автомобиля, эксплуатирующегося на дорогах стран бывшего СССР, испытывают значительные нагрузки и часто выходят из строя. Отсюда возникает спрос на детали повышенной надежности, способные долго служить в тяжелых условиях. В ответ производители запчастей начали выпускать для ходовой части новые изделия из полиуретана (ПУ), предлагая их ставить вместо традиционных резиновых втулок. Но отзывы пользователей настолько разнятся, что у автомобилистов при ремонте подвески возникает закономерный вопрос — какие сайлентблоки лучше — полиуретановые или резиновые. Чтобы сделать вывод, нужно подробнее рассмотреть и сравнить эти материалы.

Что такое сайлентблок и как он работает?

Для сравнительной оценки резины и ПУ важно понимать принцип действия элемента. Применяемый в подвеске автомобиля сайлентблок представляет собой «сухой» шарнир, состоящий из 3 частей:

  • внутренняя стальная втулка с толстыми стенками;
  • наружная металлическая оболочка;
  • пространство между ними заполнено эластичным материалом (эластомером).

Примечание: Шарнир называется сухим, потому что функционирует без использования смазки.

Передние, а иногда и задние колеса машины крепятся к кузову посредством системы стойка – рычаг. Чтобы поглощать колебания от неровностей, последний должен поворачиваться на своей оси, что и обеспечивают сайлентблоки. Их внешняя оболочка запрессовывается в тело рычага, а внутренняя втулка надевается на ось и зажимается с обеих сторон гайками. То есть, металлические части шарнира намертво закреплены и не поворачиваются в процессе движения авто.

Благодаря такому способу крепления деталь выполняет 2 задачи:

  1. Основная – обеспечить движение рычага на оси без трения и всякой смазки. В этом и заключается принцип действия сайлентблока – наружная и внутренняя втулка способны поворачиваться друг относительно друга только за счет эластичности материала, вставленного между ними.
  2. Вторичная – смягчать и отражать мелкие удары по подвеске, чтобы они не передавались на руль. Здесь тоже главную роль играют свойства эластомера.

На данный момент для изготовления средней части шарнира используется полиуретан или резина, сделанная из синтетического каучука. Последняя надежно приваривается к металлическим частям элемента способом вулканизации. Эластомер, сделанный из ПУ, запрессовывается и защемляется между стальными оболочками, что не дает ему провернуться на втулке.

Плюсы и минусы материалов

Позитивные стороны резины, применяемой в сайлентблоках, известны давно и проверены многолетней практикой. Главное достоинство – эластичность и способность обеспечить большую амплитуду колебания рычагов, а это удлиняет ход подвески. Данное качество особенно ценно для внедорожников, чьи колеса не должны вывешиваться во время преодоления препятствий.

Другая особенность резинометаллических шарниров – мягкость, позволяющая изолировать кузов от мелких ударов и вибраций, что повышает комфорт для водителя и пассажиров.

К тому же перечисленные достоинства вы получаете за умеренную цену. В комплекте с ними идут следующие недостатки:

  • со временем резина имеет свойство рассыхаться и трескаться;
  • срок службы материала сокращается при контакте с нефтепродуктами и химическими реагентами (например, в зимний период);
  • в процессе износа материал размягчается и поведение автомобиля на дороге становится «расхлябанным», наблюдается отклонение от прямой.

В противовес резине полиуретан не боится воздействия химикатов, нефтепродуктов и потому служит гораздо дольше. Этот искусственный полимер не вступает в реакцию с кислотами, щелочами и маслами, а также не меняет влажность с течением времени, то есть, не рассыхается. Полиуретан тверже резины, отчего подвеска с такими сайлентблоками становится жестче, а управляемость автомобиля – лучше.

Но здесь кроются и негативные стороны:

  1. Мелкие неровности дороги четче ощущаются на руле. Нагрузку от передающихся вибраций воспринимают элементы кузова, что сказывается на их сроке службы.
  2. Из-за меньшей эластичности полиуретан не в состоянии обеспечить длинный ход подвеске.
  3. При низкой температуре окружающей среды материал «дубеет» и трескается от нагрузок.

На практике автолюбителями отмечались случаи, когда из-за сильных морозов полиуретановые вставки проворачивались относительно металлических втулок, что вызывало появление скрипа.

Последний недостаток заключается в том, что по сравнению с резиной качественные полиуретановые сайлентблоки стоят в несколько раз дороже. Интересный факт: подобные детали встречаются только в Российской Федерации и других странах постсоветского пространства, причем продаются в качестве запчастей. Новые автомобили российских и зарубежных брендов по-прежнему оснащаются резинометаллическими шарнирами.

Читайте также:  Как заменить датчик бензобака иж 2717 фургон

Выводы и рекомендации

Хотя полиуретановые сайлентблоки позиционируются производителями как новые и высокотехнологичные изделия, к их применению есть несколько предостережений. В то же время резиновые шарниры допустимо эксплуатировать в любых условиях и на машинах различных классов без ограничений. Если вы сомневаетесь, что лучше выбрать – традиционную резину либо полиуретан, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Сайлентблоки с эластомером из ПУ хорошо послужат на легковых авто с короткими ходами подвески, эксплуатируемых в черте города и на ровных дорожных покрытиях.
  2. Жителям северных регионов, где трескучие морозы не редкость, лучше покупать резинометаллические изделия, хотя их придется менять чаще.
  3. Не стоит устанавливать полиуретановые шарниры на автомобили с большими ходами подвески – кроссоверы и внедорожники, особенно при езде по плохим дорогам. Эластичности материала может не хватить для поворота рычагов, вставка провернется на втулке и начнет скрипеть.

Покупая сайлентблоки, не забывайте о подделках, нередко встречающихся в торговой сети. Не пытайтесь сэкономить на запчастях, чтобы не получить некачественные изделия, которые «проживут» 3-5 тыс. км. Рекомендация одинаково относится к резинометаллическим и полиуретановым шарнирам.


Подвеска автомобиля в процессе езды непрерывно подвергается существенным нагрузкам. Любой маневр и даже малейшие повороты оказывают воздействие узлы и соединения ходовой части, в том числе и стабилизаторы устойчивости, расходными материалами для которых являются специальные полимерные втулки. Их изготавливают из вулканизированного каучука или современного пластичного композита. Несмотря на то, что второй вариант с каждым годом все больше вытесняет конкурента, сегодня оба материала можно легко приобрести. Рассмотрим подробно, какие втулки стабилизатора лучше — резина или полиуретан — и почему стоит делать выбор в пользу современного полимера.

Основное отличие полиуретановых втулок от резиновых деталей

Выбирая втулки из полиуретана или резины, нужно помнить, что природный (второй) материал начинает терять свои свойства сразу после производства. В то же время полиуретан долговечен, полностью синтетичен, что позволяет изменять его свойства для решения самых различных задач в большом диапазоне.

Резина, являющаяся популярным материалом при изготовлении различных расходных материалов для комплектации автомобилей и прочей техники, содержит натуральный каучук. Повышение его характеристик до необходимых значений реализуется с помощью синтетических модификаторов. Однако природный компонент из сока растений, обеспечивающий эластичность, ограничивает срок службы изделий и их эксплуатационные параметры.

Преимущества полиуретановых втулок стабилизатора

  • Долговечность. Ресурс полиуретановых втулок в 4–5 раз больше по отношению к резиновым аналогам. Тем самым устраняется проблема быстрого износа расходных материалов. При этом они отличаются не только стойкостью к механическим нагрузкам, но и повышенной устойчивостью к солям и перепадам температуры, а также к воздействию широкого спектра химических реагентов, используемых в современной автомобильной индустрии.
  • Надежность. Выбирая, что лучше — втулка стабилизатора из полиуретана или резины, нужно помнить, что модификаторы, используемые в составе современного композита, обеспечивают лучшее соединение с металлическими поверхностями, не подвергая детали дополнительному износу.
  • Эффективность. Полиуретановый состав обеспечивает амортизацию и необходимую передачу усилий, предохраняя детали от критических нагрузок, а также позволяет добиться оптимальной работы подвески при эксплуатации автомобиля в сложных условиях.
  • Универсальность. Полиуретановые втулки являются практичным решением для эксплуатации во всех климатических зонах России. Он максимально эффективен как в отдаленных северных регионах, так и в южных и центральных областях, где характерны частые изменения погодных условий.

Подводя итоги в вопросе, какие втулки лучше — резина или полиуретан, можно без сомнений отдать голос в пользу современного композита. Учитывая состояние отечественных дорог и особенности климата, полностью синтетический эластомер позволит повысить надежность машины и безопасность движения, а также даст возможность снизить затраты на расходные материалы.

Широкий ассортимент полиуретановых втулок стабилизатора для комплектации отечественной и зарубежной техники представлен в каталоге компании «Полимертехпром». Более подробную информацию по приобретению или индивидуальному изготовлению продукции можно уточнить у наших менеджеров.

Читайте также:  Что такое фри фул настоящие отзывы

Сегодня вновь возвращается мода на полиуретановые сайлентблоки и всевозможные втулки, которыми заменяют унылую резину в подвеске автомобилей. Движение это сопровождается целым роем аргументов за и против…

А ргументов действительно много, но большинство из них трудно назвать профессиональными. Даже бывалые мастера тюнинг-центров задумчиво поднимают бровь и чаще всего ограничиваются малоинформативным: «Как тебе сказать…». Поэтому, чтобы разобраться в эксплуатационных особенностях деталей из полиуретана и целесообразности замены ими стандартной резины, мы обратились в новосибирскую компанию «Полиуретан», выпускающую полиуретановые автозапчасти и, судя по названию, неплохо разбирающуюся в предмете исследования. Причём заинтересовали они нас не столько производством самих изделий, сколько своими разработками, а особенно лабораторными и натурными испытаниями.

Втулки из полиуретана могут не иметь внешней обоймы,
но при этом работать не хуже оригинала в стальном корпусе

Когда-то полиуретановыми элементами увлекались в основном доморощенные стритрейсеры и прочие тюнингисты. Их сверхзадачей было сооружение «спортивной подвески», а точнее улучшение управляемости, за счёт того что полиуретан можно сделать значительно более жёстким, нежели конвейерная резина. Причём эту жёсткость получали настолько экзотическим изменением состава, что полиуретан, или то, что его заменяло, лопался и отрывался от металлических втулок сайлентблоков. В общем, всё скрипело, гремело и изнашивалось за сезон.

В итоге изобилие полукустарных производств, дискредитировавших идею некачественным продуктом, а также взлетевшие цены на детали от серьёзных производителей снизили ажиотаж. Это не значит, что спортсмены-любители, а уж тем более профессионалы отказались от полиуретана. Просто он перестал быть популярным до вульгарности, как красные брызговики «Спарко». Владельцы же внедорожников больше мечтали о ШС — шарнирных соединениях без всяких резинок.

Сырьё для производства втулок и сайлентблоков выглядит скромно —
это просто толстые листы эластичного материала

Без 3D-моделирования сегодня никуда.
Правильный расчёт размеров — залог долговечности узла

Кто-то увидел какой-то рейдовый болид и подумал, что если поставить такие же на десятилетний Mitsubishi Montero, то он точно поедет, как Mini Cooper S… Любовь к ШС сошла на нет очень быстро, и, честно говоря, её не слишком жаль. Зато снова стали появляться признаки интереса к полиуретану. Только теперь это были детали, так сказать, нового поколения. Они принципиально отличались составом материала и качеством изготовления, продуманностью конструкции и инновационными решениями… И в то же время вполне демократичной ценой. Конечно, она была выше, чем на резиновые изделия, но, надо признать, на это были свои основания.

Сложные детали подвесок требуют и точного изготовления,
и грамотной установки

Однако давайте сначала разберёмся в плюсах и минусах полиуретана. А начнём, как всегда, с мифов. Запомните, скрипят не сами полимерные детали, а грязь на осях и во втулках рычагов и тяг. По мере износа в зазор между обоймой и железом попадает грязь, которая работает как абразив. Если при монтаже полиуретановой детали место установки не очистить от ржавчины, пыли и грязи, то скрип вполне возможен. Кроме того, на качество работы подвески и долговечность узла огромное влияние оказывает правильная технология установки. Чистота, смазка, оправка и обтяжка не на весу — залог успеха. И кстати, отсутствие кувалды в руках механика тоже.

Подвеска с полиуретаном не всегда жёстче резиновой — смесь может быть разной плотности. Но, как правило, она всё же жёстче. А вот износоустойчивость полиуретановых изделий определённо выше. Пробег такого узла может в несколько раз превышать пробег заводского. Но и подвеска или рулевое будут казаться более собранными, жёсткими, спортивными. Отсюда и тяга любителей быстрой езды к полиуретановым элементам. Но для владельцев внедорожников важнее высокая стойкость к абразивам и прочность. Причём стойкость может быть настолько высокой, что постепенно начинает «съедаться» металл, а на пластике износа не видно… Это, впрочем, свойственно и резине, хотя и в меньшей степени. Нужно ли говорить о необходимости мыть, осматривать и обслуживать подвеску даже с полиуретановыми изделиями.

Читайте также:  Дмрв приора 16 клапанов цена бош

Главное отличие полиуретана от резины — широчайший температурный диапазон.
Изделия одинаково хорошо переносят и стужу, и соседство с выхлопной трубой

Ещё одной важнейшей характеристикой для колесящих по нашей стране можно назвать морозоустойчивость. Поэтому, разрабатывая полиуретановые детали подвески, наш сибирский производитель ориентируется прежде всего на потребителей своего региона, и его изделия проходят проверку в суровых условиях Сибири и Крайнего Севера. Мы тоже решили испытать полиуретан в деле, хотя никаких арктических морозов у нас не предвидится. Полный цикл испытаний возможен только в полевых условиях и на разных машинах. Один комплект мы поставили на редакционный пикап Chevrolet, а второй, для контраста, на «Ниву». Пока можем рассказать лишь о первых впечатлениях.

Жёсткость тюнингованной подвески как правило выше, что полезно на асфальте

Радикальных изменений в комфорте тяжёлого Chevrolet почувствовать не удалось, но то, что рулится машина значительно лучше, а подвеска стала жёстче и собраннее, очевидно. Для автомобиля с пробегом под двести тысяч — прекрасный результат. «Нива» с полиуретаном осталась такой же жёсткой, какой была и с резиной, но что для вазовского внедорожника определённо хорошо, так это способность полиуретана долго сохранять рабочие свойства не только при низких, но и при высоких температурах. Как вы понимаете, речь идёт о правых сайлентблоках верхних рычагов, которые расположены на расстоянии ладони от выпускного коллектора, резинки там высыхают и трескаются за год-два. Предполагается, что полиуретановые элементы прослужат дольше. Оба автомобиля используются на бездорожье эпизодически, большую часть времени проводя в городском трафике, а пару раз в неделю выбираясь на скоростное шоссе. Пока делать окончательные выводы рановато. Из очевидного следует отметить отсутствие былых постукиваний, которые регистрировались в верхних тягах задней подвески «Нивы» и в стабилизаторе пикапа. Это самые нагруженные знакопеременными усилиями места, и там на обеих машинах появилась выработка металла. Все полиуретановые детали были из стандартных комплектов, но существует определённая вероятность того, что износ металлических деталей будет больше ожидаемого, и тогда потребуется замена на нестандартные элементы «ремонтных» размеров, чтобы сохранить необходимый натяг и отсутствие зазоров.

Окончательно затягивать элементы подвески надо в загруженном состоянии.
Тогда скрипов и хрустов не будет

Если вы решите провести собственные испытания, или пришла пора провести кое-какие работы по ходовой и вы хотите попробовать полиуретан, то прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Покупайте только оригинал известной марки, тем более что его цена вполне доступна и нет смысла связываться с невыясненным производителем. Стабильное качество — залог беспроблемной эксплуатации, это очевидно. Обязательно очистите места установки и на кузове/раме, и на рычаге/тяге и пролейте их «вэдэшкой». Используйте смазку при запрессовке новых деталей, причём любую — в отличие от резины полиуретан не боится масел. Запрессовку блоков необходимо делать не спеша и с оправкой. Мастера, которые будут этим заниматься, обязательно должны иметь опыт работы с полиуретаном. Окончательную обтяжку узла производите только «на колёсах», а не на вывешенной подвеске. Сайлентблок должен быть зафиксирован строго в определённом положении. Если ваш автомобиль лифтован по подвеске, обязательно сообщите об этом продавцу, возможно, он подберёт детали индивидуально для вас. Цвет полиуретана обычно не имеет значения, но некоторые компании производят цветовую дифференциацию деталей по жёсткости, хотя это редкость. Отсутствие внешних обойм не означает, что выбранный вами элемент подвески некачественный — узел нормально работает за счёт высочайшей абразивной устойчивости полиуретана. Ну и наконец, главный вопрос — цена. Комплект на «Ниву» стоит около 8 тысяч. По опыту владельцев срок службы — от трёх лет при интенсивной внедорожной эксплуатации, до восьми лет при обычной. Больших сроков наблюдения у нас пока нет…

Ассортимент полиуретановых деталей очень широк и
покрывает все известные модели внедорожников.
Покупая их, отдавайте предпочтение оригинальным деталям

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector