Что входит в поршневую группу двигателя

В нее входят поршень с поршневыми кольцами, поршневой палец и шатун. Поршень 9 (рис. 8) воспринимает усилия от расширяющихся газов и через шатун 5 передает их коленчатому валу. Поршни отливают из алюминиевого сплава.

Верхняя часть поршня — головка — имеет днище. На головке поршня проточены три кольцевые канавки для двух компрессионных колец 10 и одного маслосъемного. От канавки масло-съемного кольца к внутренней полости идут две щелевидные прорези, по которым излишнее масло, снимаемое маслосъемным кольцом с цилиндра, сбрасывается в картер двигателя.

Рис. 8. Шатунно-поршневая группа:

а — поршень с шатуном, б — установка поршневых колец; 1 — крышка шатуна, 2 — шатунные вкладыши, 3 — гайка, 4—болт, 5 — шатун, 6 — втулка верхней головки шатуна, 7 — стопорное кольцо, 8 — поршневой палец, 9 — поршень, 10 — компрессионные кольца, 11 — кольцевые диски маслосъемного кольца, 12— осевой расширитель, 13 — радиальный расширитель; А —выступы

Наружная поверхность поршня луженая. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте имеет коническую форму: в верхней части диаметр меньше, чем в нижней. В бобышках поршня сделаны отверстия Для прохода масла к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 1,5. 2 мм в правую сторону двигателя. Для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец есть метка П или стрелка (на рис. не показано), которая должна быть обращена в сторону передней части двигателя.

По наружному диаметру поршни подразделяются, как правило, на пять классов с разницей 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — на три-четыре категории с разницей 0,004 мм. Такая разбивка поршней на классы и категории помогает во время сборки двигателей при подборе поршней по соответствующим классам гильз цилиндров и поршневых пальцев по категориям поршней. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.

Для создания уплотнения между стенками цилиндра и движущимся поршнем предусмотрены поршневые кольца.

Читайте также:  Сколько должна держаться пломба

Компрессионные кольца 10 изготовляют из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо для увеличения износостойкости покрывается по наружному диаметру слоем хрома, нижнее — для улучшения приработки — слоем олова. Для более плотного прилегания колец к стенкам цилиндра и канавкам поршня на некоторых компрессионных кольцах делают фаски или выточки на наружной или внутренней поверхности.

Маслосъемные кольца изготовляют стальными в виде комплектов, состоящих из четырех элементов (двух дисков 11, радиального 13 и осевого 12 расширителей), или чугунными — с прорезями для снимаемого со стенок цилиндра масла.

Поршневые пальцы 8 — стальные, пустотелые. Наружная поверхность их подвергается закалке. В продольном направлении пальцы фиксируются в поршне стопорными кольцами 7 из упругой проволоки, размещенными в канавках бобышек поршней. Рабочая поверхность пальцев тщательно шлифуется и полируется.

Шатун 5 — стальной, кованый. Стержень шатуна двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна разъемная, в ней устанавливаются вкладыши 2 шатунного подшипника. Шатун обрабатывается вместе с крышкой 1, и поэтому она невзаимозаменяема с крышками других шатунов.

Чтобы при сборке не перепутать крышки шатунов, на каждом шатуне и соответствующей ему крышке (сбоку) ставят клеймо — номер этого цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны. Там, где нижняя головка шатуна переходит в стержень, предусмотрено отверстие, по которому проходит масло, смазывающее стенки цилиндра.

Поршневая группа автомобильного двигателя — высокотехнологичный и важный узел. Его составляющие требуют более подробного рассмотрения по отдельности. Поршневые комплекты ямз по доступным ценам можно приобрести в интернет-магазине Motor-dizel.

Поршень с кольцами.

По всей видимости, данная деталь – самая ответственная. Поршень принимает ключевое участие в передаче энергии от воспламененного топлива к вращающимся валам мотора.

При этом он подвергается мощнейшим тепловым и механическим нагрузкам. Эти нагрузки носят непостоянный характер, потому что с изменением скорости автомобиля, частоты вращения двигателя они тоже меняются с большой амплитудой. Отсюда очень серьезные требования к качеству и технологичности материалов изготовления.

Обычно поршни отливаются из алюминия с высоким содержанием углерода. Далее покрываются оловом для предотвращения наноса алюминия на стенки цилиндра во время работы.

Читайте также:  Авито коробка передач ваз 2109

Поршень так же служит изолятором между камерой сгорания и картером, предотвращая попадание масла в цилиндры и отработавших газов в картер двигателя. Зазор между поверхностями цилиндра и телом поршня менее одной 0,01.

Окончательно зазор между поршнем и цилиндром выбирается за счет поршневых колец. Они изготавливаются из высоколегированной стали и проходят термообработку для улучшения износостойкости и прочностных характеристик.

Шатун

Шатун крепится верхней стороной к поршню, а нижней — к коленчатому валу. Крышки снизу шатунов съемные, но не взаимозаменяемые. Дело в том, что для точности эти элементы обрабатываются в собранном виде и при перестановке не обеспечат точные и равномерные зазоры.

На коленвал под шатуном и крышкой устанавливаются вкладыши, которые по сути своей представляют подшипники скольжения. Другими словами, шейка коленчатого вала вращается в масляной пленке не соприкасаясь с элементами корпуса шатуна.

Для придания дополнительной прочности и уменьшения веса агрегата стержень шатуна изготавливается в виде двутавры.

Поршневой палец

Пустотелый стальной цилиндр обеспечивает соединение верхней части шатуна с поршнем.

Сталь, применяемая при изготовлении тоже должна быть высококачественной, наружная поверхность пальца подвергается цементированию для улучшения износостойкости и предотвращения повреждений при масляном голодании двигателя.

После термообработки поверхность пальца доводится до идеального состояния шлифованием и полировкой.

Шатунно-поршневая группа является одной из наиболее ответственных частей двигателя внутреннего сгорания, поскольку именно на нее приходятся максимальные нагрузки в процессе эксплуатации. При работе двигателя поршни движутся с большой скоростью и ускорением, при этом нагреваются до высоких температур. Они выполняются из легких и прочных материалов, при этом большое значение имеет точность изготовления всех элементов поршневой группы.

Из чего состоит поршневая группа

В конструкцию поршневой группы входят следующие элементы:

  • Поршень
  • Поршневой палец
  • Шатун
  • Компрессионные кольца
  • Маслосъемное кольцо
  • Втулка верхней головки
  • Вкладыши

Поршни двигателя 4 обычно изготавливаются из алюминиевого сплава. некоторые автопроизводители на поршне протачивают небольшие углубления, чтоб исключить удар поршня о клапан. На поверхности поршня проточены три канавки: две для компрессионных колец 1 и одна для маслосъемного кольца 2. Компрессионные кольца обеспечивают плотный контакт поршня с цилиндром, препятствующий прохождению через зазор толкающих его газов, а маслосъемное кольцо убирает со стенок цилиндра излишки масла, сбрасывая их в картер.

Читайте также:  Свист ремня генератора при холодном двигателе

Поршень подвижно соединен с шатуном 8 через поршневой палец 5, который фиксируется с обеих сторон при помощи стопорных колец 6. Для уменьшения трения между шатуном и пальцем используется алюминиевая втулка 3. В ней есть отверстие, обеспечивающее попадание масла в зазор между двумя соприкасающимися поверхностями. Нижняя часть шатуна разборная и состоит из двух частей, которые соединяются между собой болтами. Между шейкой коленчатого вала и шатуном имеются вкладыши 7. В коленчатом вале предусмотрены специальные каналы, по которым под давлением подается масло в зазор между валом и вкладышем, обеспечивая хорошее скольжение вкладышей.

Особенности конструкции

Как известно из школьного курса физики, при нагревании тела расширяются. Если говорить о поршне двигателя, то здесь ситуация осложняется тем, что его верхняя часть, контактирующая с раскаленными газами, нагревается намного сильнее, чем нижняя, охлаждаемая маслом из картера. Для того чтобы при рабочей температуре добиться необходимого зазора, поршень имеет коническую форму — его диаметр в верхней части чуть меньше, чем у основания. Компрессионные кольца также отличаются. Верхнее кольцо, расположенное ближе к камере сгорания и испытывающее большую нагрузку, покрывается слоем твердого металла, например хрома, что обеспечивает высокую прочность и износостойкость. Нижнее кольцо имеет слой более мягкого металла, например олова. Это обеспечивает быструю приработку к поверхности цилиндра в процессе обкатки двигателя и гарантирует плотное прилегание, удерживая газы, прошедшие через более твердое верхнее кольцо.

Износ поршневой группы обычно сопровождается следующими признаками:

  • снижение мощности двигателя
  • увеличение расхода топлива
  • уменьшение компрессии в цилиндрах
  • появление посторонних шумов и вибраций

Для того чтобы продлить срок эксплуатации поршней двигателя вашего автомобиля, используйте только качественные горюче-смазочные материалы и постоянно следите за уровнем и давлением масла. Это позволит избежать преждевременного капитального ремонта и связанных с ним финансовых затрат.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector