Что значит неисправность системы зарядки

Содержание

Проверка системы зарядки

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Если Вы обнаружили неисправность в системе зарядки — неисправность генератора не может быть единственной причиной. Выполните следующие проверки:

Бывают ситуации, когда двигатель легко завелся, все потребители отлично действуют, но, наблюдая за амперметром, мы не видим наличия зарядного тока. Несмотря на достаточно большие обороты, стрелка амперметра стоит у нуля. Правда, это еще не значит, что зарядного тока действительно нет и что в зарядной цепи есть неисправность. При полностью заряженных батареях зарядный ток настолько мал, что стрелка амперметра и должна находиться около нуля. Для того чтобы убедиться, исправна зарядная цепь или нет, достаточно при работающем на средних оборотах двигателе включить фары. Если стрелка амперметра отклонилась на разрядку, следовательно, фары загорелись от батареи, в то время как им полагается действовать от генератора. Стало быть, зарядная цепь неисправна. Если стрелка только вздрогнула, но на разрядку не отклонилась, следовательно, зарядная цепь исправна, зарядный ток не заметен потому, что батареи хорошо заряжены. Если стрелка амперметра при включении фар даже не вздрогнула, то следует проверить амперметр. Для этого надо остановить двигатель и снова-включить фары. Амперметр должен показать разрядный ток.

Если же стрелка по-прежнему остается на месте, значит неисправен амперметр и его надо заменить. Всегда следует обращать внимание на наличие зарядного тока непосредственно после запуска двигателя стартером, пока батарея еще несколько разряжена большим током стартера. При этом амперметр должен показать довольно значительный зарядный ток, но не более 17—19 а (для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ).

Будем считать в нашем примере, что амперметр исправен и что зарядного тока нет: амперметр при работающем двигателе показывает не зарядку, а разрядку на включаемые потребители. Причина отсутствия зарядного тока может заключаться в том, что либо неисправен генератор, либо неисправен один из приборов реле-регулятора, либо неисправность имеет место в проводке зарядной цепи до минусовой клеммы амперметра. Дальнейшая часть зарядной цепи до батареи безусловно исправна, поскольку по ней проходит ток от батареи к потребителям, а все потребители действуют нормально.

Для определения места и характера неисправности следует установить среднее или даже повышенное число оборотов двигателя, замкнуть проводником клеммы Я и Б реле-регулятора и одновременно отметить показания амперметра на щитке приборов.

Соединив клеммы Я и Б реле-регулятора, мы подключили работающий генератор к батарее, минуя реле обратного тока. При этом в Зависимости от характера и места неисправности возможны следующие показания амперметра:

  • стрелка отклонилась в сторону зарядки (появился зарядный ток);
  • стрелка отклонилась в сторону разрядки на 10—15 а (появился обратный ток);
  • стрелка осталась на нуле или очень слабо отклонилась в сторону разрядки (на 2—3 а);
  • стрелка резко, с ударом отклонилась в сторону разрядки до отказа, а у перемычки в момент замыкания клемм возникла сильная искра. В этом случае перемычку надо немедленно снять.

Разберемся в этих «ответах» амперметра.

1. При замыкании перемычкой клемм Я и Б появился зарядный ток. Значит раньше его не было, потому что реле не включает генератор. Вероятнее всего, неисправность в самом реле: оборваны обмотки, сильно обгорели контакты, очень сильно натянута пружина реле обратного тока. Но может быть неисправность и не в реле, оно может не включить генератор вследствие неправильной регулировки регулятора напряжения. Если регулятор напряжения будет держать напряжение генератора, достаточное для зарядки (больше 12 в), но более низкое, чем напряжение включения (12,2—13,2 в для РР-24), то реле не сможет включить генератор, а при шунтировании реле перемычкой зарядный ток появится.

Водитель не имеет возможности устранять такие неисправности. Реле-регулятор имеет пломбу, и неспециалистам-электрикам запрещается снимать ее. Вне реле в данном случае надо проверить лишь провод, соединяющий массу генератора с массой реле-регулятора. При обрыве этого провода поступление тока из генератора в шунтовую обмотку реле обратного тока может оказаться затруднительным (ненадежное соединение по массе). В результате реле может не включить генератор в цепь, и в этом будет причина отсутствия зарядного тока. Но этот случай опасен еще тем, что регулятор напряжения тоже может отказать в действии. Поэтому напряжение генератора, работающего вхолостую, может подняться настолько высоко, что перегорит цепь обмотки возбуждения генератора. Восстановить провод, соединяющий массы генератора и реле-регулятора, не трудно. Если же неисправность внутри реле, то для того чтобы обеспечить зарядку аккумулятора при дальнейшем движении, можно присоединить два длинных провода к клеммам Б и Я реле-регулятора и протянуть их в кабину водителя. После запуска двигателя концы проводов надо соединить друг с другом (включить генератор), а перед остановкой двигателя — обязательно разъединить (отключить генератор от батареи). Этим самым будут выполняться функции реле обратного тока, которые оно осуществляет автоматически. Однако следует помнить, что при этом ограничитель тока действовать не будет. Если батарея заряжена, это не имеет значения, так как ограничитель тока в этом случае все равно не действует, если же разряжена, то генератор загружается большим зарядным током, поэтому не следует развивать большие обороты двигателя. Надо также следить, чтобы провод, идущий в кабину от клеммы Б реле-регулятора, не мог коснуться массы, так как это будет означать короткое замыкание в цепи.

Читайте также:  Шкворни на подшипниках уаз патриот какие надежнее

2. При замыкании перемычкой клемм Я и Б появился обратный ток 10—15 а. Следовательно, генератор не создает напряжения или же оно получается слишком малым. Присоединение такого генератора к батарее, естественно, вызывает появление обратного тока из батареи в генератор. Неисправность может быть в самом генераторе или в регуляторе напряжения, ограничителе тока или даже, например, в том, что слабо натянут приводной ремень генератора, он пробуксовывает и генератор не получает достаточного числа оборотов. Для уточнения места и характера неисправности перенесем перемычку с клемм Б и Я на клеммы Я и Ш реле-регулятора. Замыкание клемм Я и Ш означает соединение цепи возбуждения с якорем, минуя регулятор напряжения и ограничитель тока. Если это проделать при исправно действующем генераторе, амперметр сразу покажет большой зарядный ток, так как работающий генератор окажется без регулирующих автоматов, ограничивающих величину напряжения и тока. Допустим, такой ток действительно появился. Легко заключить, что генератор исправен, и отсутствие зарядного тока объясняется неисправностью регулятора напряжения или ограничителя тока. Если же при замыкании клемм Я и Ш зарядный ток не появится, следовательно, регулятор напряжения и ограничитель тока ни при чем, неисправность нужно искать в другом месте. Перенесем перемычку на клеммы Я и Ш генератора. Эта проверка отличается от только что описанной тем, что из цепи возбуждения исключается не только реле-регулятор, но и провод, соединяющий клеммы Ш генератора и реле-регулятора. Если теперь зарядный ток появился, то, следовательно, причина в обрыве именно этого провода. Необходимо найти место обрыва (оно обычно у клемм) и ликвидировать его. Если зарядного тока по-прежнему нет, остается предположить неисправность в генераторе или в том, что слабо натянут приводной ремень. Проверяем натяжение приводного ремня: прогиб при нажатии большим пальцем между шкивами должен быть 10—15 мм для автомобиля ГАЗ-69. Если прогиб нормальный, значит неисправность только в генераторе.

Мы пришли к такому выводу, поскольку проверка показала, что неисправность не в реле-регуляторе, не в соединительных проходах и не в натяжении ремня. Однако можно проверить действие генератора и непосредственно.

Во-первых, когда замыкают клеммы Я и Ш генератора, следует обращать внимание на наличие искры в момент отрыва перемычки от этих клемм. Наличие яркой искры свидетельствует о том, что генератор действует; отсутствие искры или очень слабая искра подтверждает, что генератор неисправен.

Во-вторых, к генератору можно подключить лампочку (контрольную ручку). При этой проверке генератор должен быть выключен из цепи электрооборудования автомобиля (отъединить его провода от клемм и реле-регулятора), а его клеммы Ш и Я соединены перемычкой. Отсутствие накала лампочки или слабый накал подтвердит, что генератор неисправен. Исправный генератор при такой проверке может дать очень высокое напряжение, так как он действует без регулятора напряжения. Поэтому, проверяя таким образом генератор, необходимо начинать с очень малых оборотов двигателя, постепенно увеличивая их, иначе лампочка может перегореть.

Итак, неисправность в генераторе. Можно смело считать, что обрыва в цепи якоря нет, так как, когда мы замыкали перемычкой клеммы Б и Я реле-регулятора, появлялся значительной величины обратный ток, а он проходит по цепи якоря. Стало быть, проверять контакт между щетками и коллектором нет необходимости. Остается предположить, что обрывы находятся в цепи возбуждения или имеются межвитковые замыкания в обмотках, при которых генератор развивает недостаточное напряжение. Но такие неисправности устраняются только ремонтом генератора (перемоткой обмоток). В условиях же пути придется продолжать движение, имея в качестве источника тока только аккумуляторную батарею. В этом случае, чтобы сильно не разрядить аккумуляторную батарею, заводить двигатель можно только рукояткой, по возможности не включать свет фар, реже пользоваться сигналом. По возвращении немедленно сдать генератор в ремонт, а аккумуляторную батарею зарядить.

Если поиск места неисправности показал, что оно внутри реле-регулятора (при замыкании клемм Я и Ш появляется большой зарядный ток), то в условиях пути, чтобы обеспечить работу генератора, а значит, и зарядку батареи, можно проделать следующее:

  • отъединить провод от клеммы Ш генератора и изолировать его конец. Этим самым мы отключаем регулятор напряжения и ограничитель тока от обмотки возбуждения генератора;
  • между клеммами Я и Ш генератора включить двенадцативольтовую лампочку на 15 ев, которую можно взять из переносной лампы.

Она будет служить сопротивлением в цепи обмотки возбуждения генератора. Благодаря этому, хотя напряжение и ток генератора будут меняться от оборотов двигателя, они не будут достигать опасной для потребителей и генератора величины. При лампочке большей мощности напряжение генератора может стать очень большим. Лампочку меньшей мощности применять можно, но зарядный ток уменьшится. По возвращении в парк неисправный реле-регулятор надо отдать в ремонт.

При включении зажигания на передней панели загораются индикаторы приборов. Они подсказывают водителю о состоянии системы управления двигателем и готовности силового агрегата к началу работы. На одном индикаторе высвечивается рисунок аккумулятора, гаснущий после запуска двигателя. Эта лампочка контролирует систему зарядки источника постоянного тока. Если она не горит во время работы двигателя, всё нормально. Если загорелась — нужно разбираться.

Читайте также:  Рейтинг очистителей инжектора автомобиля

Контроль за процессом зарядки аккумулятора

Чтобы правильно понимать причины нестабильной работы лампы, контролирующей ход зарядки аккумуляторной батареи, нужно разобраться во взаимодействии генератора и источника постоянного тока. При работе двигателя аккумулятор получает постоянную зарядку напряжением от 13,6 до 14,2 вольт. Зарядный ток вырабатывает генератор. Напряжение выходного электричества зависит от числа оборотов генерирующего устройства. Чем обороты выше, тем величина напряжения больше. Для ограничения напряжения в заданных пределах в цепь обмоток ротора подключается регулятор. Именно он стабилизирует выходное напряжение, которое затем подаётся на клеммы аккумулятора для зарядки.

Если зарядный ток постоянно в заданных пределах поступает для поддержания аккумулятора в работоспособном состоянии — контрольная лампочка зарядки батареи гореть не должна. Постоянное свечение лампочки говорит о нерабочем состоянии генератора или об обрыве питающих проводов. Чаще всего причина отказа генератора — ослабший или порванный приводной ремень.

Видео: система зарядки аккумулятора машины

Схема генератора

В основе работы генерирующего устройства лежит принцип электрического магнетизма. Конструктивно есть две основных части, с помощью которых производится переменный ток.

Ротор и статор генерируют ток в бортовую сеть автомобиля

Это статор и ротор. Ротор приводится во вращение с помощью приводного ремня от коленчатого вала двигателя. Статор неподвижен и состоит из обмоток, которые крепятся к корпусу генератора. Вместе они образуют конструкцию, в которой ротор по центру располагается внутри статора. Между ними имеется зазор, который позволяет ротору вращаться с огромной скоростью.

Схема работы генератора и подсоединения лампы контроля зарядки

Статор включает в себя 3 обмотки, которые образуют трёхфазную систему тока. Выводы с обмоток соединяются с диодным мостом отдельно, как на приведённой схеме.

Ротор состоит из множества электромагнитов, которые в совокупности создают мощное магнитное поле. Оно пересекает обмотки статора, и в них генерируется трёхфазный переменный ток. Выдаваемое напряжение зависит от числа оборотов и контролируется регулятором, который встроен в систему подачи тока на ротор. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост, состоящий из выпрямителей диодов. Они пропускают ток только в одном направлении.

Ток на электромагниты вращающегося ротора подаётся с помощью двух медно-графитных щёток, контактирующих с медными контактными кольцами, расположенных на валу ротора. Реле-регулятор при увеличении оборотов уменьшает ток в роторе, тем самым убавляя магнитное поле.

Лампочка контроля зарядки аккумулятора подсоединяется к набору диодов, которые параллельно соединены с каждой из трёх обмоток статора. Это отдельная цепь и величина тока здесь небольшая, но достаточная для зажигания светодиодного индикатора. Итак, к лампочке, с одной стороны идёт положительный провод от общей сети системы зарядки, а на другой контакт приходит положительный провод от замка зажигания. Если с обеих сторон подаётся равное напряжение, лампочка не горит. Если напряжение на одном контакте отсутствует, лампочка загорается. Если зарядный ток начинает пульсировать или уменьшается, лампочка начинает мигать или гореть с меньшей яркостью.

Причины горения лампочки заряда аккумулятора

Начало зарядки аккумулятора начинается с момента, когда двигатель начинает работать. Для этого ключ вставляется в замок зажигания и поворачивается для включения бортовой сети автомобиля. При дальнейшем повороте включается стартер и двигатель запускается. Если при работающем движке автомобиля индикатор зарядки АКБ (аккумуляторной батареи) продолжает гореть ярким светом или тускло светиться, то зарядный ток от генератора до батареи не доходит. В этом случае вся нагрузка по снабжению потребителей током ложится на аккумулятор.

Видео: причины отсутствия зарядки аккумулятора

Причины негаснущей лампочки АКБ при работающем двигателе всегда связаны с проблемами в генераторе и бортовой сети.

Общие причины постоянного горения лампы АКБ

К ним относятся такие случаи:

  • приводной ремень генератора ослаб, износился или порвался;
  • перегорел предохранитель на участке цепи от замка зажигания до контрольной лампочки (в этом случае зарядка есть);
  • нарушен контакт в разъёмных колодках монтажного блока;
  • неисправность реле-регулятора;
  • неисправность диодного моста;
  • неисправность в цепи дополнительных диодов;
  • обрыв в цепи подвода тока к электромагнитам ротора;
  • нарушение контакта на клеммах аккумуляторной батареи;
  • отсутствие питающего тока на выходе из генератора;
  • износились щётки генератора;
  • нет массы на отрицательном проводе.

При неработающем генераторе на сильном аккумуляторе автомобиль в дневное время сможет двигаться около 2,5–3 часов, если не включать фары, кондиционер, дворники, аудиосистему.

Источник многих неисправностей системы зарядки аккумулятора — реле-регулятор напряжения генератора

Лампочка иногда может загореться при включении сигнала поворота

Наиболее частая причина заключается в неполадках диодного моста, плохого контакта в предохранителях поворотов, слабого контакта в массовом проводе щитка приборов. Надо делать ревизию контактов всех колодок на проводах, идущих от генератора. Устранить неисправность обязательно нужно. Ведь в случае неполадки генератора (обрыв в одном из трёх диодов) аккумулятор перестанет получать полную зарядку и через какое-то время будет разряжаться полностью при каждом включении и/или выключении поворотников.

Лампочка тухнет и горит в полнакала

Еле горящая в половину накала лампочка АКБ при работающем двигателе сообщает о неисправности генератора: пробит диодный мост или изоляция в одной из обмоток статора. Реже бывает проблема с замком зажигания. Ключ не может повернуться до упора из-за накопившейся грязи. Ситуацию разрядят несколько капель «жидкого ключа» WD-40 в отверстие для ключа замка зажигания. Иногда может потребоваться ремонт электропроводки автомобиля и своевременная диагностика понижения сигнала на индикаторы.

Читайте также:  Как часто менять задние тормозные колодки

Лампочка горит при увеличении оборотов

Это сигнал о прекращении зарядки при нажатии на педаль газа. Чаще всего причиной данной неисправности бывает износ токосъёмных колец на валу генератора. Случаются проблемы с ремнём, щётками или подшипниками генератора. Неисправность обязательно нужно найти и устранить. В противном случае от пропажи зарядки аккумулятор может выйти из строя в самый неподходящий момент.

Лампочка загорается на холостом ходу

Лампочка загорается, как только заводится машина. Иногда причина банальна. При работающем на холостых оборотах двигателе включены мощные потребители тока: кондиционер, фары, стеклоочистители. Нагрузка на генератор резко возрастает и аккумулятору элементарно не хватает зарядки. Лампочка начинает периодически вспыхивать. Если ремень генератора слабо натянут, то при включении фар или кондиционера слышится визг буксующего ремня. Но горящая на малых оборотах лампочка АКБ может сигнализировать также о неисправности реле-регулятора или выпрямительного моста. В любом случае неисправность нужно найти и устранить.

Лампочка периодически мигает при работе холодного двигателя

Мигающая лампочка АКБ требует обратить особое внимание на генератор. Возможно, у него износились щётки или медные токосъёмные кольца на валу якоря. Возможно, появился плохой контакт в одной из фаз диодного моста. Часто причина этой неисправности заключается в ослаблении гаек крепления контактов диодного моста или окисления замыкающих поверхностей контактов.

Загорается лампа контроля зарядки АКБ при включении фар

Лампочка загорается при включении фар

Это и есть причина, почему генератор не может выдавать номинальное напряжение при повышении нагрузки. Нужно проверять источник переменного тока на предмет выявления обрыва одной из фаз диодного моста, износ коллекторных колец или щёток.

Лампочка продолжает гореть при выключенном зажигании

В этом случае ток к лампочке может подойти только со стороны системы зажигания. С наибольшей доли вероятности можно предположить проблемы с замком зажигания, включённом контакте реле разгрузки зажигания или сигнализации автомобиля.

И лампочка горит, и зарядка идёт

В этом случае можно предположить пропадание тока в цепи лампы АКБ или на контакте от генератора, или на контакте от замка зажигания. Причины могут быть разные: провод перебит или слетел с разъёма, окислились или заржавели контакты в соединительных колодках. Очень редко причиной может стать реле-регулятор.

Самостоятельная диагностика систем зарядки аккумулятора

Набор необходимых инструментов из следующего списка:

  • мультиметр;
  • контрольная лампочка 12 В;
  • пассатижи;
  • отвёртки крестообразная и плоскошлицевая;
  • нож;
  • наждачная бумага.

Инструмент для диагностики систем заряда АКБ своими руками

Порядок действий при моргающей, не выключающейся, тухнущей лампочке заряда

Современные автомобили имеют сложную электронную систему управления работой двигателя, которая не терпит дилетантского подхода. Категорически не разрешается проверять исправную работу генератора снятием одной из клемм аккумулятора. Из-за резкого скачка напряжения в бортовой цепи из строя могут выйти многие элементы системы управления зарядкой аккумулятора и работой двигателя. Самый надёжный, безопасный, результативный способ проверки зарядки аккумулятора — использование специального измерительного прибора — мультиметра.

Контрольный замер мультиметром

Хотя этот прибор может измерять много параметров электрического тока, в этом случае нас интересует только одна характеристика — напряжение. Зная её величину, можно сделать заключение о техническом состоянии и работоспособности генератора.

Для измерения напряжение с помощью мультиметра, необходимо включить его в режим измерения постоянного напряжения

  1. Сначала нужно проверить напряжение с помощью мультиметра на клеммах аккумулятора при заглушённом двигателе. Сравнив показания прибора с данными, можно судить о степени разряженности батареи.
  2. Затем включается ближний свет у фар и печка обогрева на минимальных оборотах. Снова меряется напряжение на клеммах. Оно уменьшится, но не должно быть меньше 13,5 В. Если значение напряжения меньше этой величины — нужно выяснить причину ненормальной работы генератора.

Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5–10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5–14,0 В

Таблица: зависимость степени разряженности от напряжения на клеммах АКБ

Напряжение на клеммах
аккумуляторной батареи
вольт
11,95 12,05 12,21 12,37 12,57 12,7
Степень разряженности
батареи в процентах
90 70 50 30 10

Как сбросить ошибку «низкий заряд АКБ»

Самый правильный совет — загнать автомобиль на СТО. Там опытные специалисты всё сделают безопасно, быстро, без ущерба для нежной электроники систем управления двигателя и безопасности машины. В некоторых моделях иномарок со временем эта проблема исчезает (если все элементы системы зарядки функционируют нормально). Можно проблему решить и самостоятельно. Для этого нужно отсоединить минусовую клемму на три минуты, а затем снова поставить её на своё место и хорошо затянуть.

Нужно знать, что контрольная лампочка зарядки аккумулятора своим горением, миганием и другим аномальным свечением сигнализирует о простых неисправностях. Например, выход из строя отдельного диода, неисправность реле-регулятора, ослабление приводного ремня. При обнаружении горящей лампочки нужно обязательной найти и исправить причину отсутствия заряда аккумулятора. Или в скором времени может понадобиться покупать новый генератор или аккумулятор.

Видео: генератор не даёт зарядки, как найти неисправность и добиться должной работы

Неожиданные сбои в работе бортовой сети электрооборудования автомобиля могут привести к серьёзным последствиям. Нужно крайне оперативно реагировать на светящиеся сигналы контрольных лампочек самодиагностики систем управления, в том числе и на загоревшейся индикатор зарядки аккумулятора. На станции диагностики по коду ошибки оперативно установят и исправят любую неисправность в системе зарядки источника постоянного тока.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector