Фронт тыл и саб

Сергей ТИХОНОВ, г. Камышин, Волгоградская обл.

Итак, купил я автомобиль ВАЗ-2110 в июне и сразу после оформления стал подбирать компоненты для будущей системы. В предыдущих своих авто я тоже ездил с музыкальным сопровождением собственной работы, поэтому какой-никакой, а теоретический и практический опыт накопился. Причём не только по звуку, но и по финансам было примерно понятно, что мне нужно и во что это обойдется.

Сначала я полез в Интернет и прошерстил последние номера электронной прессы на предмет «голов», усилителей, фронтов и сабов. На тот момент мой бюджет составлял около 12 тысяч рублей на всё про всё. Затем, как и следовало ожидать, пришлось ещё добавить 6 тысяч, поскольку сначала я купил двухканальник только для саба, а потом всё-таки решил, что ещё два канала усиления на фронтальную акустику будет в самый раз. «Овальный» тыл, который уже был в машине, я оставил подзвучкой для передних пассажиров.

Из музыки люблю слушать хаус, транс, рэйв и поп, поэтому вопросы линейности АЧХ в салоне были далеко не на первом месте, хотя при случае я бы из любопытства взглянул на её кривую.

Коробки пассивных кроссоверов я поставил внутрь боковых панелей, под торпедо, тащить их в двери смысла нет. Чтобы после переборки дверная обшивка не болталась, заменил все пластиковые пистоны новыми и жёстко их закрепил. Подиумы для динамиков прикрутил изнутри к обшивке саморезами с шагом 4 — 5 см и заодно, когда делал примерку, «подправил» молотком каркас двери. Эта тонкая операция понадобилась из-за того, что магнит динамика касался дверного металла.

Когда все детали стали «садиться» как надо, нанес слой силиконового герметика по периметру двери в местах стыка с обшивкой. После того как обшивка встала на место, все зазоры оказались плотно закрытыми. Акустический подиум, разумеется, я не оставил висящим на обшивке, а через втулки жёстко закрепил его на дверном металле длинными 100-миллиметровыми саморезами.

Вибродемпфирование и шумоизоляцию дверей не делал по нескольким причинам: авто будет скоро продаваться, стоимость материалов существенно увеличит бюджет, а нужные просто так у нас в магазине не купишь, то есть пришлось бы ждать, когда привезут заказ.

Единственное неудобство во время работы системы доставляет дребезг наружных ручек, который слышен в салоне даже при закрытых окнах. Не знаю, что с этим делать, снять их, что ли, совсем.

С ними всё было просто, одно отверстие в панели стойки — и корпус стоит вдоль лобового стекла. Для эстетики, конечно, неплохо было бы их врезать внутрь накладок, но решил так не делать всё по той же причине — при продаже будут зиять дыры. Если в ближайшее время машину не продам, переделаю обязательно, обещаю.

В наборе с пищалками было два комплекта корпусов: для крепления в стойку (как на фото) или на панель в угол, где талон техосмотра. Я попробовал оба и остановился на варианте «в стойку». Кстати, пищалки могут поворачиваться в корпусах на небольшой угол, хотя какого-либо влияния на звуковую сцену мне обнаружить не удалось.

Сначала сабовый двухканальник стоял за задней спинкой рядом с сабвуфером. Когда я разжился ещё двумя каналами, решил поставить усилитель под водительское сиденье. Соображения были простые — длина проводов, причём всяких, межблочных, акустических и силовых. Всё-таки 5 метров до багажника больше, чем 1,2 под сиденье.

Читайте также:  Поршень заднего тормозного цилиндра

Покупать межблочник не стал, а спаял его сам, заменив тот, который входил в комплект Mystery. Приобрёл восемь штук RCA-разъёмов (экранированный провод из бескислородной меди у меня был) и за один вечер на пару с паяльником сделал всё в лучшем виде.

Чтобы закрепить усилитель под сиденьем, последнее пришлось открутить и опрокинуть. Протянул под войлоком провода, аккуратно их уложил и подключил к входам и выходам усилителя.

В результате получился только один длинный провод — акустический от усилителя до саба в багажнике.

Компонент был уже готов к употреблению (ЗЯ, объем 35 л), поэтому поставил его за сиденьем и закрепил уголками к кузову в трех местах.

«Голову» настроил так: фронтальные и тыловые каналы через ВЧ-фильтр 2-го порядка с частотой среза 50 Гц, а сигнал на сабвуферном выходе — зеркально, с той же частотой среза, но через НЧ-фильтр

2-го порядка. В кроссовере усилителя для фронтальных каналов я дополнительно включил фильтр ВЧ с той же частотой среза 50 Гц и получил в сумме фильтрацию 4-го порядка. Пара каналов, которая идёт мостом на саб, включена без фильтрации. Когда я настраивал систему на музыкальном материале, мне показалось, что саб надо резать или чуть выше, на 80 Гц, но 4-м порядком, либо оставить как есть, 50 Гц и 2-м, иначе возникает ощущение, что саба «не хватает».

Чтобы согласовать сабвуфер с остальной акустикой по фазе, сначала отключил тыл и оставил фронт с сабом. В «голове» есть переключатель фазы сигнала на сабвуферном выходе, и я попробовал оба варианта на музыке с чётким басом. Разница сразу ощущается, низы или чёткие, или смазываются. Запоминаем выбранный режим, NOR или REV на экране «головы».

Затем, не трогая сабвуферный канал, отключаем фронт и включаем тыл. Здесь проще: если фазировка тыловых каналов и сабом нарушена, то уровень баса субъективно намного меньше. Эту разницу услышать намного легче, чем при согласовании с фронтом.

Если для нормального звучания фазу саба придётся поменять, например, для фронта подходит положение NOR, а для тыла приходится переключатся в REV, тогда необходимо перекинуть провода на самих динамиках тыла. И в нашем примере для тыловых динамиков нормальное звучание будет уже при фазе саба NOR, а не REV.

Всё, с настройкой фазы саба покончено. Могу добавить, что задержки по звуку от саба, тем не менее, остались, около 6 мс по программе JBL Speaker Shop. Это заметно на ритмичных композициях, но далеко не на всех.

Поскольку мидбасы избавлены от самых низких частот, фронтальные — даже 4-м порядком, громкость можно крутить смело без страха услышать неприятные призвуки. И, как показала эксплуатация этой системы, звуковое давление начинает «давить» на уши задолго до того, как полезут искажения. Это не может не радовать.

ТИП СИСТЕМЫ аудио

СОСТАВ 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер

ИСТОЧНИК Pioneer DEH-P6700MP

УСИЛИТЕЛЬ Mac Audio MP 4000

АКУСТИКА Ivolga SC 6.21, Sony XS-F693R

САБВУФЕР Ivolga Drive 12C

Поставив усилитель для фронта, я получил совсем другое качество звука, несравнимое с усилителем головы, и, кроме этого, смог сделать фронт громче, чем тыл, даже в нулевом положении фейдера. А значит, вся звуковая сцена впереди без ущерба для общей громкости.

Читайте также:  Как правильно отрегулировать карбюратор ваз 2109

Рубрики • СВОЯ ИГРА Журнал "Автозвук" • № 12 / 2005

Информационный партнер в Украине — журнал AZ&FOR’Z

При подключении системы повышения звуковых частот возникают проблемы, когда автовладелец производил настройку усилителя под фронт, но систему случайно подсоединил к выходу на задние колонки или сабвуфер. Поэтому перед подключением следует изучить панель и определить выход на передние и задние каналы. Их разделяют линией с надписью FRONT и REAR.

Как подключить фронт

Чтобы правильно подсоединить фронт-выход и подключить его к усилителю, потребуется соблюдать следующие этапы:

  • Включение электропроводки от динамиков акустической системы с необходимыми разъемами на усилителе.
  • Подключение магнитолы. Подведение соответствующих проводов к проигрывателю в автомобиле.
  • Распределение сигнала. Усилитель автоматически подаст импульс на сабвуфер и высокочастотные динамики или на среднечастотные колонки.

Подключение фронта к усилителю поможет регулировать настройку устройства. При этом автолюбитель сможет менять параметры самостоятельно. Перед проведением настройки требуется во время подключения определиться с функциями управления. В любом усилителе есть Crossover Selector, что позволяет переключать фильтры. Если устройство находится в положении LP, то система работает в режиме низких частот.

При установке АР усилитель будет находиться при отключенных модификациях.

На задней панели располагается регулятор, способный переключать частоту на срезе фильтров. При задействовании Level владелец авто настраивает уровень мощности. Если отрегулировать параметр Bass Boost, то усилятся низкие частоты.

Как настроить

При начальной настройке фронта на усилителе стоит остановиться на регулировке работы кроссоверов и уровне частоты. Во время этого процесса не имеет значения, что способствует усилению. Чтобы настроить усилитель под фронтальные параметры, потребуется провести отключение модификаций и корректировок звучания. При невозможности исполнения этой процедуры коррекцию выставляют на нулевой показатель. Владельцам авто требуется понимать, что обе процедуры не имеют одинаковый результат.

Для пассивных кроссоверов показатели регулировки высоких частот устанавливают на среднюю мощность. Это же делают, если ВЧ-сигналы отличаются от 0. Во время настройки требуется выставить значение — 3 Дб. В активных кроссоверах фильтр высоких частот и низких сигналов настраивают на одинаковый показатель. Их уровень находится в пределах 75-80 Гц.

Показатель, влияющий на усиление звука на каналах, должен быть в положении минимума, как на акустике. При выполнении всех этапов проводится настройка подключенного усилителя к подсоединенной головной установке на фронт.

После начальной подготовительной настройки проводится регулирование входной чувствительности системы. Если следовать приложенной к усилителю инструкции, то обнаруживается, что коэффициент выставлен неправильно. Выставлять показатель требуется по собственному ощущению, но не стоит выкручивать уровень на максимум. Поэтому коэффициент усиления занижают, чтобы уменьшить запас громкости.

Это поможет сделать звучание качественнее.

Для верного выставления коэффициента усиления потребуется проводить настройку при прослушивании музыки. Во время некоторых треков показатель повышают до возникновения искажений сигнала. Затем значение занижают, а для высокой громкости выявляют уровень, на котором возникают шумы. Когда коэффициент усиления настроен, то переходят к выставлению каналов сабвуфера.

Для настройки системы потребуется подключить к REAR провод от установки. Фронтальные колонки подсоединяются проводом к разъемам FRONT. Затем выставляют низкие частоты на 0 показатель для левого и правого канала. Кроссовер для фронтальных колонок устанавливают на HP. Чтобы настроить канал REAR, то указатель выставляют на LP. Затем изменяется параметр регулятора фазы для гармоничного звучания.

Головное устройство:
  • RNS 850

Акустика на фронт и тыл 3-х компонентная:

  • Hertz MPK 163.3 Pro
Читайте также:  Краник печки чери фора

Усилители:

Сабвуфер :

Кроссоверы на фронт были немного доработаны, убрал конденсаторы которые сч снизу подрезали, для того , чтобы это дело выполнял процессор. Уже на процессоре порезал снизу на 400 гц вторым порядком. С тылом все проще, там просто аттенюаторы поставил в положение 0 как на сч, так и на вч.

После настройки переслушал кучу дисков с разнообразными композициями, все отлично, во всем диапазоне. Единственное, компоненты пока новые и звук до конца не раскрылся, через недельки три совсем другое дело будет.

2 комментариев к записи « Трехкомпонентный фронт и тыл + сабвуфер в докатку на Tuareg FL 2016 с 4-х зонным климатом »

Сразу извиняюсь за запоздавший отзыв! Это мой синий туарег из Смоленска. Про сток в нашем авто много чего написано и тд…. Я долго решался…по какому пути мне пойти : — «только заводские места и тд» или » с изменением частей салона». Сам до сего момента был исключительным приверженцем первого варианта. И вот, волею судьбы, попал я в гости к Мастеру Антону, послушал я систему с «шириками» ( вы просто не представляете, что мне стоило себя на них убедить. ) Звучало конечно как небо и земля, в сравнении со стоком. После мы решили, в пол уха, послушать форд Антона…. с тем «ужасом» на передних стойках , как я раньше это воспринимал;))) Мы сели в его машину и через минуты 2 я понял , что в моей машине «шириков» точно не будет. И если уж делать.. , то надо делать. НО. Я никак не мог побороть своё отношение к таким вещам….(«колхоз стаил») видимо это на столько читалось на моем лице, что у Антона даже небольшой испуг проскочил — клиент (я) сейчас соскочит(ширики я уже не хотел точно, а вот буду ли я делать подиумы в стойках.. это был БОЛЬШОЙ ВОПРОС) Но надо отдать ему должное, он не давил.. ничего там не лепетал, а просто дал мне самому разобраться, что МНЕ НАДО. Вариантов было не много… установить динаудио или строить проект с Антоном. На Q7 был опыт- ставил Bose. Со всеми вытекающими…снятием защиты компонентов у дилера и тд. Dynaudio была на C30 Volvo и очень мне нравилась. Но это другой внутренний объём. Да и отзывы про динки в туарегах особо не радовали.. Проскочу .. сколько я мучился и как кривился от мысли , что мои заводские стойки будут нещадно порезаны непонятно чьими руками… И вот РЕШЕНО. Делаем. Проект с Антоном. К первоначальному варианту добавили ещё и задние стойки( ну не хватало мне тыла).
ИТОГ: забрал машину и первую неделю я просто не вылезал из неё. Адаптация к подиумам в передних стойках прошла за 2 -3 часа. Обзор они не изменили абсолютно(не вылезают дальше зоны где дворники не чистят). Все исполнено очень аккуратно и с трудом определяется как тюнинг или что-то инородное в салоне. Звук. Он шикарен. За что МАСТЕРУ АНТОНУ низкий поклон. Это МАСТЕР и никак иначе.
Ps: конечно пришлось перелопатить всю медиатеку, для получения максимально качественного исходника (спасибо торрентам:))) И от понимания, на что способна система в авто… не хочется пичкать её треками низкого качества(речь не о смысловом наполнении;)). Каждый день я получаю положительные эмоции, садясь в тур, за что АНТОНУ особая благодарность.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector