Сцепление газ 3309 схема

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ.

Страницы

Cамые просматриваемые

Газ 3307,3309 привод сцепления -устройство и возможные неисправности


Сцепление автомобиля однодисковое, сухое, рычажное, с периферийными пружинами, гасителем крутильных колебаний, установлено в картере 2 (рис. 1).

Основными элементами сцепления являются ведомый диск 3 в сборе с фрикционными накладками и нажимной диск 4 в сборе с кожухом 11 и рычагами 5. Кожух сцепления закреплен на маховике 1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами. Между кожухом и диском 4 установлено двенадцать нажимных пружин. Усилие сжатия пружин обеспечивает создание необходимой силы трения и передачи крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск сцепления. Для выключения сцепления служат три рычага 5. Точками опоры рычагов на кожухе являются специальные гайки 7.
Одновременность нажатия подшипником на все рычаги регулируют гайками 7, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рыча­ги. как правило, не регулируют.

Для выключения сцепления служит упорный подшипник, установленный на муфте 8.

Между концами рычагов нажимного диска и подшипником выключения сцепления необходим зазор 2,5-3,0 мм, который обеспечивается при свободном ходе 4-5 мм наружного конца вилки 10 включения сцепления и соответствует свободному ходу педали 40-55 мм при неработающем двигателе.

Смазка подшипника выключения сцепления осуществляется колпачковой масленкой 6, расположенной сверху картера сцепления. Масленка и муфта выключения сцепления соединены гибким шлангом. При установке нового шланга необходимо заполнить его смазкой. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только после третьей заправки смазка из масленки будет подаваться в подшипник.

Разборка ведомого диска сцепления

Не рекомендуется разбирать ведомый диск сцепления и заменять его детали, кроме фрикционных накладок. При износе или поломке деталей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин и короблении ведомый диск (если его нельзя выправить) надо заменить новым.

Основные неисправности ведомого диска сцепления

Признаки Неисправности сцепление «ведет»
— деформация ведомого диска;
— износ шлицев ведомого диска;
— износ или повреждение накладок ведомого диска;сцепление «буксует»
— износ или повреждение накладок ведомого диска;
— замасливание ведомого диска;рывки при работе сцепления
— износ или повреждение накладок ведомого диска;
— замасливание ведомого диска;
— заедание ступицы ведомого диска на шлицах;вибрация при включении сцепления
— износ шлицев ведомого диска;
— деформация ведомого диска;
— замасливание ведомого диска;

Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе. Сцепление предотвращает резкое изменение нагрузки, обеспечивает ровное трогание автомобиля с места, а также предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, который создаётся вращающимися деталями мотора при резком замедлении вращения коленчатого вала.

схема сцепления ГАЗ-3309

Болт М6-6gx12 ОСТ 37.001.123-96

Шайба 6 ОСТ37.001.144-96

Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75

Шайба 6Л ОСТ 37.001.115-75

Маслёнка 1.1 Ц6.xp ГОСТ 19853-74

Подшипник ГОСТ 520-89

Шайба 5,2 ГОСТ 11648-75

Крышка люка картера

Диск нажимной с кожухом

Диск сцепления ведомый

Накладка фрикционная сцепления

Муфта с вилкой в сборе

Муфта включения сцепления1

Ось опоры вилки

Шайба 10*20 коническая

Ролик игольчатый 1,6*8,8А5

Водитель включает и выключает сцепление с помощью гидравлического привода, который состоит из следующих элементов: — педаль сцепления; — главный цилиндр сцепления; — рабочий цилиндр сцепления; — вилка выключения(называется также приводная вилка сцепления); — выжимной подшипник; — шланги, по которым течёт жидкость сцепления(трубопроводы). Когда водитель нажимает на педаль сцепления, усилие через специальный шток и поршень передаётся жидкости(тормозная жидкость), которая направляет давление дальше — от поршня главного цилиндра на поршень рабочего цилиндра, затем шток рабочего цилиндра передаёт это усилие приводной вилке сцепления и выжимному подшипнику, а они проводят его на механизм сцепления. Все детали сцепления возвращаются в первоначальное положение после того, как водитель отпускает педаль сцепления, это происходит под воздействием специально возвратных пружин. В ГАЗ 3309 гидравлический привод сцепления: педаль сцепления связана с приводной вилкой пи помощи металлического троса. Механизм сцепления — устройство, осуществляющее посредством силы трения передачу крутящего момента. Данный механизм позволяет кратковременно отсоединять двигатель от коробки передач и плавно их соединять. Составные части механизма сцепления находятся в металлическом картере, который связан с картером двигателя. Основными элементами механизма сцепления являются: картер сцепления, кожух, ведущий диск(маховик коленчатого вала двигателя, от которого передаётся крутящий момент), нажимной диск с пружинами, ведомый диск с износостойкими фрикционными накладками. Ведомый диск связан с первичным валом коробки передач и постоянно прижат к маховику нажимным диском под силой мощных пружин. Между маховиком, нажимным и ведомым дисками возникает большая сила трения, благодаря чему эти детали при работе двигателя вращаются одновременно, представляя собой единое целое. Происходит это только при отжатой педали сцепления. Чтобы автомобиль начал движение, нужно прижимать ведомы диск, который связан с ведущими колёсами, к вращающемуся маховику, то есть включить сцепление. Маховик вращается с угловой скоростью 20-25 об./с, колёса же не вращаются, поэтому данный процесс выполняется в три этапа(педаль сцепления нажата, передача включена).

Читайте также:  Где номер двигателя на ларгусе

Вначале необходимо немного отпустить педаль сцепления: это позволит пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. Между диском и маховиком возникает лёгкое трение и диск начинает вращаться, а автомобиль понемногу двигаться.

Далее следует отпустить педаль сцепления примерно до середины и несколько секунд подержать её в таком положении. Это нужно для того чтобы скорость вращения диска пришла в соответствие со скоростью вращения маховика. Автомобиль ускоряет ход. Затем педаль сцепления полностью отпускают. В результате оба диска(нажимной и ведомый), а также маховик двигателя вращаются с одинаковой скоростью, представляют собой единое целое. При этом крутящийся момент целиком передаётся на колёса автомобиля через коробку переключения передач и автомобиль двигается со скоростью, соответствующей включенной передачи. При необходимости выключения сцепления водитель нажимает педаль сцепления. В результате нажимной диск отдаляется от маховика, освобождая ведомый диск, а передача крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам. В случае обнаружения подтекания жидкости из системы гидравлического привода сцепления необходимо проверить состояние шлангов(трубопроводов). После устранения течи нужно покачать систему. Уровень жидкости в системе следует проверять периодически — хотя бы один раз в месяц. При отсутствии жидкости нажатие педали сцепления будет бесполезно. При шумной работе сцепления следует проверять крепления двигателя с коробкой передач, иногда достаточно подтянуть — и проблема решается. Бывает, что сцепление выключается не полностью.

Самая распространённая причина — слишком свободный ход педали сцепления, который нужно отрегулировать. Зачастую помогает прокачка гидравлического привода сцепления, но если вышли из строя диски, пружины или приводная вилка — предстоит сложный ремонт с заменой необходимых деталей. Иногда сцепление пробуксовывает: двигатель работает на высоких оборотах, а крутящий момент передаётся слабо. Наиболее вероятной причиной является износ фрикционных накладок ведомого диска, однако также это может быть вызвано лопнувшими пружинами или недостаточно свободным ходом педали сцепления. Шум похожий на шелест, в работе сцепления, свидетельствует о неисправности выжимного подшипника. Нужно его заменить. Своими силами это сделать трудно, так как необходимо снимать коробку передач: необходимо обратится на станцию технического обслуживания.

Сцепление ГАЗ-3309 постоянное замкнутое, однодисковое, сухое с центральной нажимной диафрагменной пружиной и демпферным устройством на ведомом диске. Нажимной диск соединён с кожухом тремя группами пластин. Сцепление и механизм выключения ГАЗ-3309 расположены в картере сцепления, который крепится к заднему листу двигателя десятью гайками шпилек и болтом, под которые установлены кононические пружины шайбы выпуклой стороной к гайкам и головке болта. Центрирование картера сцепления относительно оси коленчатого вала двигателя осуществляется с помощью двух штифтов, запрессованных в картер сцепления. На картере сцепления установлены кронштейны задних опор двигателя, которые крепятся болтами. Зазор между нажимной пружиной и подшипником муфты отсутствует, поэтому внутреннее кольцо подшипника вращается с частотой вращения коленчатого вала двигателя. В процессе эксплуатации сцепление не требует регулировок. Привод управления сцеплением ГАЗ-3309 — гидравлический. Главный цилиндр сцепления, закреплённый на щитке передка кабины, приводится в действие подвесной педалью. Главный цилиндр сцепления ГАЗ-3309 соединён шлангом с одной стороны из секций трёхсекционного питающего бачка, снабжённого датчиком сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости.

Читайте также:  Самый надежный автомобиль для российских дорог

Привод сцепления автомобилей ГАЗ- 3309

В — компенсационное отверстие, Г — перепускное отверстие, 1 — питающий бачок, 2 — питающий шланг, 3, 18 -штуцера, 4, 23 — защитные колпаки, 5, 24 — толкатели, 6, 33 — втулки, 7, 34 — поршни, 8 — клапан поршня, 9, 14, 35 — манжеты, 10, 32, 27 — пужины, 11 — муфта, 12 — гайка, 13 — упорная шайба, 15 — главный цилиндр сцепления, 16 — клапан главного цилиндра сцепления, 17 — упорное кольцо, 19 — трубопровод, 20 — педаль, 21 — шланг, 22 — рабочий цилиндр сцепления, 25 — крышка, 26 — кольцо вилки, 27 — ось опоры вилки, 28, 30 — ролики, 29 — палец муфты, 31 — подшипник муфты, 36 — распорная втулка. Рабочий цилиндр 22, закреплённый на верхней части картера сцепления, соединён с главным цилиндром трубопроводом 19 и шлангом 21, снабжён клапаном для удаления воздуха из гидросистемы. Пи не нажатой педали полость под поршнем 7 главного цилиндра соединена с бачком через компенсационное отверстие В, что исключает повышение давления в гидросистеме и пробуксовку сцепления. Поджатие подшипника 31 муфты выключения сцепления ГАЗ-3309 к нажимной пружине с усилием осуществляется с помощью пружины 32 через поршень 34, толкатель 24, вилку и муфту. При износе накладок сцепления под действием нажимной пружины система занимает новое положение, снимая пружину 32. Избыток жидкости из рабочего цилиндра сцепления ГАЗ-309 через трубоповод в компенсационное отверстие в главном цилиндре попадает в бачок. Имеющийся загиб длины рабочего цилиндра на перемещение поршня обеспечивает расчётный износ накладок сцепления. Положение педали сцепления относительно пола регулируется изменением длины толкателя 5. Ремонтные работы со сцеплением можно проводить без снятия двигателя с автомобиля. Для снятия сцепления необходимо снять коробку передач и картер сцепления. Для снятия картера сцепления ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующее: отсоединить трубу системы выпуска газов от картера сцепления, отвернуть болты крепления и снять крышку рабочего цилиндра сцепления, отвернуть гайки шпилек крепления рабочего цилиндра сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр в сборе с толкателем, не отсоединяя шланг, использую домкрат и специальный упор, установить подставку под заднюю часть двигателя, отвернуть болты крепления кронштейнов задних опор двигателя к картеру сцепления, отвернуть болт и десять гаек крепления картера сцепления к заднему листу двигателя. Снять шайбы, картер сцепления и вилку с муфтой выключения сцепления. Установку картера сцепления ГАЗ-3309 необходимо проводить в последовательности, обратной снятию, предварительно установив в рабочее положение на картер сцепления вилку с муфтой выключения сцепления, при этом верхняя бобышка вилка должна быть расположена над картером сцепления. Зафиксировать вилку в этом положении установкой вильчатого фиксатора между бобышкой вилки и картером сцепления. После установки коробки передач на автомобиль фиксатор снять. Допускается снимать коробку передач вместе с картером сцепления. Для этого необходимо отсоединить рабочий цилиндр сцепления ГАЗ-3309 и трубу системы выпуса от картера сцепления, вывесить заднюю часть двигателя и отсоединить задние опоры двигателя. Снять коробку передач вместе с картером сцепления установку картера сцепления поводить в сборе с коробкой передач в обратной последовательности. Для снятия ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-3309 нужно: нанести метки на кожух и маховик у одного из болтов их крепления, чтобы при последующей сборке сохранить прежнее взаимное расположение кожуха и маховика; равномерно отвернуть болты крепления кожуха к маховику, снять нажимной и ведомый диски. Для замены подшипника ГАЗ-3309 необходимо: выпрессовать подшипник из муфты(не допуская перекоса) с помощью съёмника или оправки, устанавливаемой в выборки отверстия муфты под крышку первичного вала коробки передач; установку нового подшипника необходимо проводить с помощью оправки, воздействуя на наружное кольцо подшипника и оберегая от повреждений уплотнители.

Читайте также:  Лада калина как подтянуть ремень генератора

Запрессовать подшипник до упора, не допуская перекоса. Установку ведомого и нажимного(корзины) диска на маховик надо проводить в следующем порядке: добавить при необходимости смазку в отверстие подшипника в маховике; очистить поверхности трения на маховике и нажимном диске; установить на маховик ведомый диск сцепления ГАЗ-3309, а нажимной диск по ранее сделанным меткам, наживив болты крепления и отцентрировать ведомы диск относительно оси коленчатого вала оправкой, вставленной в шлицевое отверстие ведомого диска и подшипник первичного вала коробки передач; равномерно затягивая противоположно расположенные болты крепления кожуха к маховику крутящим моментом, закрепить нажимной диск.

Извлечь оправку или первичный вал; перед установкой коробки передач смазать тонким слоем консистентной смазки шлицы первичного вала и концы нажимной пружины, соприкасающиеся с подшипником муфты выключения сцепления. Заполнение рабочей жидкостью привода сцепления ГАЗ-3309, проводится в следующем порядке: отвернуть датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости и заполнить питающий бачок гидравлического привода рабочей тормозной системы рабочей жидкостью; снять защитный колпачок с головки клапана прокачки рабочего цилиндра сцепления и надеть шланг на головку клапана. Погрузить свободный конец шланга в рабочую жидкость, налитую в чистый стеклянный сосуд наполовину наполненный рабочей жидкостью; создать в гидропроводе давление, для чего резко нажать на педаль 4-5 раз с интервалом 3-5 секунд; удерживая педаль нажатой, отвернуть клапан прокачки на 0,5-оборот, при этом жидкость с пузырьками воздуха будет поступать в сосуд. После прекращения выхода жидкости завернуть клапан до отказа и отпустить педаль.

Во время прокачки не допускать снижения уровня рабочей жидкости в бачке более чем на 2/3 его объёма и добавлять жидкость по мере необходимости. Повторить указанную выше прокачку до тех пор, пока из шланга не будет выходить жидкость без пузырьков воздуха; удерживая педаль нажатой, завернуть клапан до отказа и затем плавно отпустить педаль; снять с головки клапана прокачки шланг и надеть на головку клапана резиновый колпачок. Долить рабочую жидкость в питающий бачок и плотно завернуть датчик сигнализатора аварийного падения уровня тормозной жидкости. Нельзя доливать в бачок жидкость, слитую пи прокачке системы, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после отстаивания в течении суток и фильтрации. После прокачки нужно проверить величину перемещения толкателя рабочего цилиндра, которое должно быть не менее 13,5 мм. Свободный ход педали сцепления ГАЗ-3309 после прокачки должен 12-28 мм. В случае невыключения сцепления необходимо отрегулировать высоту педали сцепления, для чего ослабить стопорную гайку толкателя поршня главного цилиндра, вывернуть толкатель на необходимую длину, затем затянуть стопорную гайку до упора.

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

Если в правой колонке есть ссылка "Стоимость" — эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" — такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector