Схема автозвука в ваз 2113

Общая схема электрооборудования ВАЗ 2114 инжектор

    1. — выключатель обогрева заднего стекла;
    2. — выключатель задних противотуманных фонарей;
    3. — переключатель света фар и указателей поворота;
    4. — монтажный блок;
    5. — переключатель стеклоочестителей;
    6. — выключатель противотуманных фар;
    7. — блок индикации бортовой системы контроля;
    8. — колодка жгута панели приборов к жгуту дополнительному;
    9. — комбинация приборов;
    10. — колодка жгута панели приборов к жгуту борткомпьютера;
    11. — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    12. — колодка жгута панели приборов к жгуту боковых дверей;
    13. — предохранитель 16 А;
    14. — предохранитель 16 А;
    15. — выключатель зажигания;
    16. — выключатель на освещения;
    17. — электродвигатель отопителя;
    18. — добавочное сопротивление электродвигателя отопителя;
    19. — реле разгрузки замка зажигания;
    20. — реле задних противотуманных огней;
    21. — реле стартера;
    22. — патрон подключения переносной лампы;
    23. — прикуриватель;
    24. — колодка жгута панели приборов к жгуту проводов лампы освещения вещевого ящика;
    25. — осветитель;
    26. — осветитель;
    27. — осветитель;
    28. — переключатель отопителя;
    29. — регулятор освещения приборов с реостатом;
    30. — выключатель сигнала торможения;
    31. — выключатель звукового сигнала;
    32. — выключатель аварийной сигнализации;
    33. — лампа подсветки табло управления отопителем;
    34. — предохранитель 16 А;
    35. — реле обогрева сидений;

Ш1-Ш4 — разъёмы монтажного блока. Х1, Х2 — колодки жгута панели приборов к комбинации приборов. А — точка заземления жгута панели приборов.

Схема переднего жгута ВАЗ 2114 инжектор

    1. — стартер;
    2. — батарея аккумуляторная;
    3. — генератор;
    4. — колодки жгута АКБ и стартёра и жгута переднего;
    5. — монтажный блок;
    6. — сигнал звуковой;
    7. — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
    8. — датчик уровня омывающей жидкости;
    9. — фара левая;
    10. — фара правая;
    11. — датчик температуры окружающего воздуха;
    12. — выключатель лампы света заднего хода;
    13. — электровентилятор двигателя;
    14. — колодка жгута переднего к жгуту системы зажигания;
    15. — колодка используется на автомобилях с карбюратором;
    16. — датчик уровня тормозной жидкости;
    17. — датчик уровня масла;
    18. — датчик уровня охлаждающей жидкости;
    19. — монтажный блок;
    20. — датчик контрольной лампы давления масла;
    21. — электродвигатель омывателя заднего стекла;
    22. — электродвигатель омывателя;
    23. — электродвигатель стеклоочестителя;

Ш5-Ш8, Ш11- разъёмы монтажного блока. А1,А2,В1,В2 — точки заземления жгута переднего.

Схема боковых жгутов ВАЗ 2114 инжектор

    1. — колодка жгута проводов боковых дверей к жгуту панели приборов;
    2. — колодка жгута проводов боковых дверей к жгуту обогрева сидений;
    3. — электроблокиратор правой задней двери;
    4. — электроблокиратор левой задней двери;
    5. — колодки жгута к громкоговорителю заднему правому;
    6. — колодки жгута к громкоговорителю заднему левому;
    7. — блок управления блокировками дверей;
    8. — колодки жгута проводов боковых дверей к жгуту дополнительному левому;
    9. — колодки жгута проводов боковых дверей к жгуту дополнительному левому;
    10. — выводы жгута проводов боковых дверей к автомагнитолле;
    11. — колодка жгута проводов боковых дверей к жгуту дополнительному правому;
    12. — колодка жгута проводов дополнительного правого к жгуту боковых дверей;
    13. — электродвигатель стеклоподъёмника;
    14. — колодки жгута к громкоговорителю переднему правому;
    15. — электроблокиратор правой передней двери;
    16. — выключатель стеклоподъёмника;
    17. — колодка жгута проводов дополнительного левого жгута к жгуту боковых дверей;
    18. колодка жгута проводов дополнительного левого жгута к жгуту боковых дверей;
    19. — электродвигатель стеклоподъёмника водительской двери;
    20. — колодки жгута к громкоговорителю переднему левому;
    21. — электроблокиратор правой передней двери;
    22. — выключатель стеклоподъёмника водительскойдвери;
    23. — выключатель стеклоподъёмника (блокировка);

А1 — точки заземления жгута проводов.

Схема заднего жгута проводов ВАЗ 2114 инжектор

    1. — монтажный блок;
    2. — элемент обогрева заднего стекла;
    3. — моторедуктор очистителя заднего стекла;
    4. — фонарь освещения номерного знака;
    5. — фонарь освещения номерного знака;
    6. — боковой указатель поворота левый;
    7. — боковой указатель поворота правый;
    8. — плафон индивидуального освещения;
    9. — плафон освещения салона;
    10. — датчик ручного тормоза;
    11. — фонарь левый;
    12. — фонарь правый;
    13. — дополнительный сигнал торможения;
    14. — выключатель плафона освещения салона;
    15. — выключатель плафона освещения салона;
    16. — выключатель плафона освещения салона;
    17. — выключатель плафона освещения салона;

Ш9 — разъём монтажного блока. А1 — точка заземления жгута корпуса фонарей освещения номерного знака. А2 — А7 — точки заземления жгута проводов заднего.

Общая схема электрооборудования ВАЗ 2114 карбюратор

1 – блок-фара;
2 – звуковой сигнал;
3 – выключатель подкапотной лампы;
4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
5 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
6* – наконечники проводов, подключавшиеся к датчику 5 при установке монтажного блока типа 17.3722;
7 – разъем для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов;
8 – датчик уровня омывающей жидкости;
9* – наконечники проводов для подключения к электромагнитному клапану омыва заднего стекла;
10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла;
11 – электродвигатель омывателя ветрового стекла;
12 – датчик контрольной лампы давления масла;
13 – концевой выключатель карбюратора;
14 – электромагнитный клапан карбюратора;
15 – датчик уровня масла;
16 – генератор 9402.3701;
17 – свечи зажигания;
18 – подкапотная лампа;
19 – датчик-распределитель зажигания;
20 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
21 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;
22 – катушка зажигания;
23 – стартер;
24 – коммутатор;
25 – реле включения стартера;
26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
27 – датчик скорости автомобиля;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – аккумуляторная батарея;
30 – датчик уровня тормозной жидкости;
31* – наконечник провода, присоединявшегося к датчику 30 на автомобилях с панелью приборов типа 2108 или 21083;
32 – датчик уровня охлаждающей жидкости;
33 – монтажный блок;
34 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
35 – выключатель стоп-сигнала;
36* – предохранитель цепи обогрева передних сидений;
37 – предохранитель цепи блокировки замков дверей;
38 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери (расположен в правой двери);
39 – лампа подсветки передней пепельницы;
40 – прикуриватель;
41 – лампа освещения вещевого ящика;
42 – выключатель лампы освещения вещевого ящика;
43 – электродвигатель вентилятора отопителя;
44 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
45 – переключатель вентилятора отопителя;
46 – лампа подсветки переключателя отопителя;
47 – лампа подсветки рычагов отопителя;
48 – моторедуктор электростеклоподъемника передней двери;
49 – моторедуктор блокировки замка передней двери;
50 – моторедуктор блокировки замка задней двери;
51 – блок управления блокировкой замков дверей;
52* – колодка для подключения к жгуту проводов обогрева передних сидений;
53* – колодка для подключения к выключателю очистителей фар;
54* – колодка для подключения к реле обогрева передних сидений;
55 – реле зажигания;
56 – выключатель зажигания;
57* – колодка для подключения к выключателю противотуманных фар;
58 – выключатель обогрева заднего стекла;
59 – выключатель аварийной сигнализации;
60 – подрулевой переключатель;
61 – выключатель заднего противотуманного света;
62 – выключатель наружного освещения;
63 – выключатель освещения приборов;
64 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери (расположен в левой двери);
65 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери (расположен в левой двери);
66* – колодка для подключения лампы подсветки;
67 – лампа подсветки шкалы гидрокорректора фар;
68 – штепсельная розетка для переносной лампы;
69 – боковой указатель поворота;
70 – выключатель плафона на стойке передней двери;
71 – плафон индивидуального освещения салона;
72 – выключатель плафона на стойке задней двери;
73 – плафон;
74 – комбинация приборов;
75 – блок индикации бортовой системы контроля;
76* – колодка для подключения к часам;
77* – колодка для подключения жгута проводов системы впрыска топлива;
78* – колодка для подключения к маршрутному компьютеру;
79 – задний фонарь;
80 – колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
81 – фонари освещения номерного знака;
82 – датчик указателя уровня и резерва топлива

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а – блок-фар;
б – прикуривателя;
в – датчика-распределителя зажигания и датчика скорости;
г – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;
д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз);
е – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла и блока управления блокировкой замков дверей (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);
ж – моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей;
з – плафона освещения салона;
и – датчика уровня топлива.

Читайте также:  Лебёдка на ниву 2121

В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов. Вторые концы черных проводов также сведены в точки, соединенные с массой. Вторые концы желтых проводов с голубой полоской сведены в точку, соединенную со штекером «4» колодки «Х1» монтажного блока. Вторые концы белых проводов с красной полоской сведены в точку, подключенную к штекеру «10» колодки «Х4» монтажного блока. И вторые концы оранжевых проводов тоже сведены в точку, соединенную со штекером «3» колодки «Х4» монтажного блока.

Общая схема электрооборудования ВАЗ 2113, 2114 инжектор.

1 – блок-фара;
2* – противотуманная фара;
3 – датчик температуры окружающего воздуха;
4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
5 – колодка для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем;
6 – выключатель подкапотной лампы;
7* – ререзвная колодка дляподключения звукового сигнала с одним выводом (отрицательный вывод соединён с корпусом);
8 – звуковой сигнал;
9 – датчик уровня жидкости в бачке стеклоомывателя;
10* – датчик износа тормозных колодок;
11 – датчик недостаточного уровня масла;
12 – генератор;
13* – подкапотная лампа;
14 – датчик указателя температуры;
15 – стартер;
16 – аккумуляторная батарея;
17* – реле включения противотуманных фар;
18 – датчик уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
19 – датчик недостаточного уровня тормозной жидкости;
20 – выключатель фонарей заднего хода;
21 – мотор-редуктор очистителя ветрового стекла (стеклоочиститель передний);
22 – датчик аварийного давления масла;
23 – электронасос омывателя заднего стекла;
24 – электронасос омывателя ветрового стекла;
25 – щиток приборов;
26 – монтажный блок предохранителей и реле;
27 – выключатель сигнала торможения;
28 – реле зежигания;
29 – выключатель (замок) зажигания;
30 – лампа освещения вещевого ящика;
31 – выключатель освещения вещевого ящика;
32 – выключатель обогрева заднего стекла;
33 – выключатель заднего противотуманного света;
34* – выключатель противотуманных фар;
35 – комбинированный выключатель габаритного света и света фар;
36 – выключатель аварийной сигнализации;
37 – подрулевые переключатели;
38 –регулятор яркости подсветки приборов;
39 – лампа подсветки рукоятки управления гиброкорректором фар;
40 – розетка для подключения переносной лампы;
41 – боковой указатель поворота;
42 – выключатель освещения салона (датчик открытой передней двери);
43 – плафон освещения салона;
44 – электровентилятор системы вентиляции и отопления;
45 – добавочный резистор электровентилятора системы вентиляции и отопления;
46 – переключатель режимов работы электровентилятора системы вентиляции и отопления;
47 – лампа подсветки рукоятки переключателя режимов работы электровентилятора системы вентиляции и отопления.;
48 – лампа подсветки блока управления отопителем;
49 – блок индикации бортовой системы контроля;
50* – маршрутный компьютер;
51 – выключатель освещения салона (датчик открытой заднейдвери);
52* – колодка для подключения часов;
53 – топливный модуль;
54 – лампа подсветки пепельницы;
55 – прикуриватель;
56 – плафон освещения салона;
57 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза;
58 – задний фонарь;
59 – фонарь освещения номерного знака;
60 – дополнительный фонарь сигнала торможения;
61 – нагревательный элемент обогрева заднего стекла;
62 – мотор-редуктор очистителя заднего стекла (стеклоочиститель задний);
A – номера выводов в соединительных колодках;
* — устанавливается начасть автомобилей

Общая схема электрооборудования ВАЗ 2115 инжектор

Схема электрооборудования ВАЗ-2115

  1. — блок-фары;
  2. — моторедукторы очистителей фар*;
  3. — противотуманные фары*;
  4. — датчик температуры окружающего воздуха;
  5. — звуковые сигналы;
  6. — выключатель лампы освещения моторного отсека;
  7. — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
  8. — генератор;
  9. — датчик сигнализатора недостаточного уровня масла;
  10. — датчик уровня омывающей жидкости;
  11. — датчик износа колодок передних тормозов;
  12. — наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**;
  13. — насос омывателя ветрового стекла;
  14. — насос омывателя фар*;
  15. — наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114;
  16. — датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
  17. — лампа освещения моторного отсека;
  18. — наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем;
  19. — моторедуктор очистителя ветрового стекла;
  20. — стартер;
  21. — колодка, подключаемая к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях;
  22. — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  23. — выключатель фонарей заднего хода;
  24. — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
  25. — аккумуляторная батарея;
  26. — датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости;
  27. — реле включения противотуманных фар;
  28. — монтажный блок;
  29. — выключатель стоп-сигнала;
  30. — штепсельная розетка для переносной лампы;
  31. — лампа подсветки шкалы гидрокорректора;
  32. — выключатель лампы сигнализатора включения стояночного тормоза;
  33. — колодка для подключения лампы подсветки;
  34. — выключатель ламп освещения приборов;
  35. — подрулевой переключатель;
  36. — выключатель аварийной сигнализации;
  37. — реле элемента обогрева передних сидений;
  38. — выключатель зажигания;
  39. — предохранитель цепи фонарей заднего противотуманного света;
  40. — предохранитель цепи элементов обогрева передних сидений;
  41. — предохранитель цепи блокировки замков дверей;
  42. — лампа подсветки передней пепельницы;
  43. — реле зажигания;
  44. — прикуриватель;
  45. — лампа освещения вещевого ящика;
  46. — выключатель лампы освещения вещевого ящика;
  47. — электродвигатель вентилятора отопителя;
  48. — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
  49. — переключатель вентилятора отопителя;
  50. — лампа подсветки переключателя отопителя;
  51. — лампа подсветки рычагов отопителя;
  52. — моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей;
  53. — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери(расположен в правой двери);
  54. — моторедукторы блокировки замков передних дверей;
  55. — провода для присоединения к правому переднему громкоговорителю;
  56. — моторедукторы блокировки замков задних дверей;
  57. — провода для присоединения к правому заднему громкоговорителю;
  58. — блок управления блокировкой замков дверей;
  59. — провода для присоединения к радиоаппаратуре;
  60. — выключатель очистителей фар*;
  61. — выключатель элемента обогрева заднего стекла;
  62. — реле включения фонарей заднего противотуманного света;
  63. — колодка для подключения к элементу обогрева правого переднего сиденья;
  64. — выключатель фонарей заднего противотуманного света;
  65. — выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья;
  66. — выключатель противотуманных фар*;
  67. — выключатель ламп наружного освещения;
  68. — выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья;
  69. — колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья;
  70. — провода для присоединению к левому переднему громкоговорителю;
  71. — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери(расположен в левой двери);
  72. — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери(расположен в левой двери);
  73. — провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю;
  74. — боковые указатели поворота;
  75. — выключатели плафона на стойках передних дверей;
  76. — выключатели плафона на стойках задних дверей;
  77. — плафон;
  78. — плафон индивидуального освещения салона;
  79. — колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса;
  80. — выключатель лампы освещения багажника;
  81. — комбинация приборов;
  82. — лампа освещения багажника;
  83. — блок индикации бортовой системы контроля;
  84. — маршрутный компьютер*;
  85. — колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем;
  86. — задние наружные фонари;
  87. — задние внутренние фонари;
  88. — колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
  89. — фонари освещения номерного знака;
  90. — дополнительный сигнал торможения, расположенный на спойлере.

В этой статье я расскажу вам, как подключить и установить компонентную акустику.

После 3 тыс. км пробега на ВАЗ 2114 созрел на замену передних динамиков и установкой твиттеров на панель приборов. Решил после того, как почувствовал разницу звука на своей и отцовской 14-ой, у которого стояли твиттеры mystery, да и мои передние динамики за 400 рублей начали захлёбываться после 5 месяцев пользования.

  1. Выбрасывайте заводские провода и ставьте силиконовые диаметром не менее 1,5 мм.
  2. Для более качественного звука, контакты проводов рекомендуется спаивать, а не скручивать руками.

Компонентная акустика – отзывы

Всё никак не осмеливался на покупку новых динамиков с пищалками, но спустя месяц зашёл в магазин, посмотрел на выбор, понял, что на мой бюджет в 1000 рублей укладывается только компонентная акустика.

Наслышан о качестве товаров MYSTERY, я развернулся и пошёл домой. Решил почитать отзывы ради интереса, и как оказалось, многие отзывались о такой системе очень положительно, и я на следующий день уже стоял около кассы и пробивал новые динамики. Цена на MYSTERY MJ550 составила 952 рубля.

Читайте также:  Туманки в бампер ваз 2109

Установка динамиков в двери

Установка колонок в двери — сам по себе процесс очень лёгкий, если вам нужно попросту поменять старые динамики на новые. Но если вы впервые занялись установкой передних колонок, то уровень сложности зависит от наличия проводки в дверях, наличия места для динамиков. К счастью, наши авто с завода снабжаются боковыми подиумами под динамики с кармашками, так что, это уже минус одна проблема.

Правильная установка динамиков в передние двери заключается в том, что динамики должны крепиться строго на своих местах и должны быть правильно подключены полярности как проводов, так и самих динамиков. К вопросу установки передних динамиков, каждый подходит по своему: кто то просто крепит новые динамики, кто то заодно делает шумо и вибро изоляцию для более качественного звучания.

  • Откручиваем 3 самореза крепление подиумов, откручиваем крепление динамиков и снимаем разъёмы.
  • Ставим новые, плотно закручиваем и ставим подиумы.

Установка пищалок (твиттеров) в авто

Устанавливать твиттеры нужно на боковых стойках лобового стекла на уровне ушей.

Чтобы установить твиттеры, нам понадобится снимать пластиковую обшивку боковых стоек.

  1. Снимаем левую стойку.
  2. Просовываем снизу под панель проводку в появившуюся щель.
  3. Подключаем сверху пищалки ( проводку можно полностью пустить под обивку, для это придётся сверлить дополнительное отверстие, а можно пустить провода к лобовому стеклу а далее спрятать их под обивку.
  4. Я крепил пищалки на уровне ушей, где как раз было крепление для обивки стойки. Я просто насадил пищалку, прикрепил её и обивку одним саморезом.
  5. Так же делаем и по правую часть автомобиля.
  6. Далее проводим проводку от твиттеров к центральной торпеде, где уже и подсоединяем кроссоверы и подключаем к магнитоле. В инструкции всё подробно описано, что и как подключать, проблем не составило.
  7. Берем кроссовер и смотрим: он имеет один вход и два выхода. На выходах есть метки: twitter — для подключения твиттеров, m-bass — для подключения динамиков на дверях. Всё просто.

Результат вполне меня порадовал.

Студия Precision Audio Devices, г. Львов, руководитель проекта Константин БАКЛАЕВ

Ну как, нашли знакомые имена в составе системы или названии студии? Наверняка нашли, целых три: Nakamichi, Helix и Львов. Остальному суждено ещё некоторое время побыть загадкой.

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + тыловой бас + сабвуфер
  • Источник: Nakamichi CD-45z
  • Усилители: Helix A4, PAD 2 channel
  • Акустика: PAD CS-ID 35S, MR-2, BD-6.5, CS-K6500A
  • Сабвуфер: PAD BR-001

Начнём с простого, чтобы потом спокойно сосредоточиться на необычном, а уж необычным этот автомобиль не обделён. Nakamichi — это такая японская фирма. Helix — фирма германская. Львов — город на западе далёкой Украины. Остальное в системе (да и в названии студии) — PAD. Только не говорите, будто что-то слышали, вряд ли…

Сокращение PAD раскрывается как Precision Audio Devices. Полностью, с титулом — «Лаборатория звука Precision Audio Devices», вот как. Своими корнями лаборатория уходит в некогда всесоюзно знаменитый Львовский НИИ бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Слава ушла вместе с Союзом, в этой части своей судьбы львовский храм аудионауки не стал ни первым, ни последним. Пока институт был славен, он дал нашему народу довольно остроумно спроектированные вещи под названием «Амфитон», имя живёт и поныне.

У другого имени, связанного с львовским НИИ, судьба иная. Там работал некто Владимир Шушурин, известный всем читателям журнала «Радио» как неугомонный конструктор усилителей. Позже он занялся этим же делом в стенах уже упомянутого заведения за зарплату в советских рублях, а когда соврубли подвинулись, уступая место пёстрым и молниеносно обесценивающимся карбованцам, Володя, не любящий пестроты, перебрался в страну, где все купюры одного цвета. Там он для начала проявил гуманизм по отношению к американскому народу, отказавшись от своей непосильной для американского речевого аппарата фамилии, объявил себя Владимиром Ламмом и основал коммерческое предприятие Lamm Industries по выпуску, разумеется, усилителей, ламповых, полуламповых и совсем не ламповых, объединяет которые выдающееся качество звучания и цены, ни при каких обстоятельствах не опускающихся ниже 20 тысяч однообразно зелёных бумажек.

Сосед будущего Ламма по институтскому коридору Константин Баклаев остался, последние шесть лет соседства он занимался изодинамическими излучателями, и тогда, и поныне твёрдо убеждённый, что лучшие электроакустические преобразователи — те, что используют планарную геометрию. Электростатические, а если надо попроще — изодинамические.

Ради продвижения этой идеи и основал Константин приватное предприятие «Лаборатория звука»… и так далее. Для тех, кто не застал соврублей и «Амфитонов»: нечасто применяемый в электроакустике изодинамический принцип основан на движении тонкой мембраны с нанесёнными на неё плоскими проводниками в однородном магнитном поле. Термин «изодинамический» отражает главное отличие такого преобразователя от просто динамического, нам отлично знакомого. В обычном динамике сила, заставляющая колебаться диффузор, приложена к нему практически в одной точке, откуда и большинство бед: начиная с какой-то частоты и в зависимости от характеристик диффузора он теряет способность колебаться сразу всей площадью, центр трясётся вместе со звуковой катушкой, а края не поспевают, отсюда и частотные искажения, и проблемы с направленностью и ограниченная частотная полоса.

Изодинамические преобразователи потому и «изо» (а это, как известно, значит «равный»), что там сила приложена сразу ко всей поверхности мембраны, независимо от её размеров, ведь проводники нанесены по всей площади, а рядом с ними, тоже по всей площади, расположились и постоянные магниты, превращающие печатную звуковую катушку в электропривод излучающей мембраны. Всё, казалось бы, просто, но так всегда бывает, когда говоришь о схеме, а не о практической реализации. Наступил момент, когда новые идеи насчёт изодинамических головок наткнулись на отсутствие материалов с необходимыми характеристиками. К счастью, братские связи между двумя бывшими республиками распались ещё не совсем, решение нашлось в подмосковном Красногорске, житель которого Андрей Воробьёв взял на себя труд не только по поиску и подбору требуемых для реализации акустических идей Баклаева материалов, но и по изготовлению мембран с заранее заданными, как раньше любили заклинать, свойствами.

Головное устройство в машине выбиралось по канонам домашнего звукового минимализма

Основой материала мембран нового поколения стал композит из полиимидной плёнки, спечённой со слоем алюминия. В зависимости от толщины слоёв (общей и индивидуальной) жёсткость и удельная, на единицу площади, масса мембраны могут теперь варьироваться в широких пределах, а значит, соразмерно расширяются и пределы применимости готовых излучателей.

Теперь дело пошло веселее, и из «лаборатории звука» стали выходить новые головки, которые Константин считает единственно корректным механизмом звуковоспроизведения. Его (и не только его) аргументы таковы: лишь лёгкая, в некоторых головках — почти невесомая мембрана в силу малоинерционности способна воспроизвести исходную динамику звукового сигнала, в то время как всегда качественно более тяжёлый диффузор (а даже и купол) всегда её «смажет», не будучи в состоянии вовремя начать движение и, главное, вовремя остановиться.

Жил бы и работал интернациональный трудовой коллектив без забот, но, видно, без них Баклаев не может. В начале года ему пришла в голову идея построить на базе изодинамических излучателей не домашнюю акустическую систему, а автомобильную. Причём по возможности — всю. Идея, не станем скрывать, производит впечатление довольно безумной, особенно в отношении «всю». Известно же, что сабвуфер для автомобиля — совсем не то же, что для дома, это — душа системы, это — святое. А само словосочетание «изодинамический сабвуфер» для любого специалиста звучит непоправимым парадоксом, ведь в силу своего устройства изодинамические излучатели обречены на малый ход диффузора, в то время как сабвуферу он требуется или большой, или, что лучше — очень большой.

Четырёхканальный фронтальный Helix упрятан под приборную панель

Есть заезженная мудрость: все, мол, знают, что это нельзя, а один — не знает, он и делает открытие. Здесь это не срабатывает: знал всё Константин, знал не только про особенности изодинамики, но и про автомобильный звук, ко времени появления безумной идеи он уже не раз участвовал в соревнованиях на Украине на похожей машине, построенной на головках Morel по принципу домашней аудиосистемы, с фронтальным басом на 8-дюймовых дверных басовиках. Но жила мечта — показать тем, кто привык к традиционному автомобильному звуку, что есть другой, обычным динамикам неподвластный.

Читайте также:  Как правильно заливать масло в машину

Так за первую половину 2006 года родилась эта система, причём срок включает в себя и время на разработку, и изготовление всех излучателей. Их в системе немало, и большинство (хотя и не все) — действительно изодинамические. Установленные в стойках пищалки снабжены предельно лёгкой круглой кольцевой мембраной с центральным фазовыравнивающим телом. По результатам измерений в сохранившейся, слава богу, на родине разработчика безэховой камере диапазон частот этой модели ВЧ-излучателя начинается на 2,5 кГц и простирается до 70 кГц. В системе пищалки работают через пассивный фильтр верхних частот на 5 кГц. Ниже действуют установленные на приборной панели изодинамические среднечастотники. Они, по данным тех же измерений, дают ровную АЧХ в полосе от 350 Гц до 10 кГц, в реальной системе верхний предел — на 5 кГц. Ниже 350 Гц работают дверные мидбасы. Они — диффузорные, достойного решения по инсталляции изодинамических головок для этого диапазона (и в условиях салона машины) Константин пока не нашёл. Но ищет…

Константин Баклаев знает толк в измерительной технике и хороших винах. Присмотритесь…

Мидбасы взяты не с полки, это тоже разработка PAD, с кевларовым диффузором и фазовыравнивающим телом. Теперь — сабвуфер. А вот он — снова изодинамический. Всё прекрасно зная про ход диффузора, Константин решился на такую авантюру, вооружённый знанием более глубоким: дело не в ходе диффузора, а в объёме воздуха, приводимом в движение на каждом такте колебаний. А это — произведение хода излучающей диафрагмы на её площадь. Вот площадью-то конструктор и уравновесил недостаток хода. Сабвуфер занимает всю заднюю полку машины, это эквивалентно примерно трём-четырём «пятнашкам», в этой же пропорции можно и уменьшить ход мембраны, рассчитывая на равное звуковое давление. Однако площадь эта была получена не «в лоб», а по-хитрому. Сабвуферный излучатель собран из двенадцати самостоятельных модулей, каждый из которых имеет свою резонансную частоту, в диапазоне от 40 до 90 Гц. Складываясь в ходе совместной работы, резонансные пики образуют ровный «стол» частотной характеристики, так, во всяком случае, было задумано конструктором. Как удалось получить такие частоты резонанса? А вот это как раз роль, исполняемая в альянсе с красногорцем Андреем Воробьёвым, они как партия и комсомол: Константин говорит, что надо, Андрей смотрит, что есть, и если нету — делает.

Зоркий глаз читателя заметил: в системе есть ещё два диффузорных динамика таинственного назначения, о которых ничего сказано не было. Константин называет их «вуферами», сохраняя за передними дверными головками название «мидбасы». В принципе, «вуферы» здесь лишние, а появились от перестраховки. Константин подозревал (как потом оказалось, не без оснований), что чисто изодинамический бас окажется непривычен для судей на соревнованиях, где он собирался представить публике свою работу, и дополнил систему двумя динамиками, создающими привычный басовый удар. Сабвуферами их нельзя считать в силу калибра — это тоже 6 дюймов и не более, но головки — выполненные специально для этой роли, с увеличенной звуковой катушкой и чудовищной силы магнитом, что делает их почти апериодическими, с подавленным собственным резонансом, излучателями.

В боковины у заднего сиденья поставили вспомогательные басовики. Не для себя, для судей

Предвижу скептическую ухмылку подозрительных читателей, таких у нас несколько есть. Мол, не получился ли здесь «суп из топора», изодинамический сабвуфер — для впечатления, а весь бас производится по старинке диффузорами. Это мы предвидели, Константин даже больше, чем мы. «Вуферы» за пределами соревновательной площадки могут быть оперативно отключены, и в этом состоянии они и находились, как при прослушивании, так и при измерениях.

На соревнованиях они были включены, но результат оказался не самым впечатляющим: на финале IASCA в Киеве тринадцатое место из четырнадцати машин в классе. Провал, скажете вы? Мы заподозрили иное, именно поэтому и пригласили необычную и пока не слишком удачливую машину на наши страницы, чтобы послушать-померить и понять, каким ранее не опробованный в автомобиле принцип излучения окажется на слух. Послушали. Померили. И не напрасно: знание — сила, тем более когда сила равномерно распределена по поверхности…

Басовое звено фронта отыгрывается диффузорной головкой, сделанной по особому проекту Константина

Оптимальная ориентация среднечастотных изодинамических панелей потребовала вмешательства в геометрию торпедо

Отработка конструкции пищалки с кольцевой изодинамической мембраной потребовала изготовления и испытания множества прототипов

Окончательная (на сегодня) версия пищалки в стойке

Уникальный случай: при открывании задней полки сабвуфер сгибается пополам

Шестидюймовые «судейские» басовики — другой спецпроект. Зная калибр, прикиньте размеры магнита

Реально сабвуфер собран из двенадцати модулей, одинаковых по размеру, но не по характеристикам

Модули делались с резонансными частотами от 40 до 90 Гц…

…потом «заряжались» в ячейки опорной металлической рамы…

…и после этого накрывались декоративной накладкой со щелями

Усилитель для басовой части системы Константин решил тоже сделать по своему проекту

SQ

Перед началом измерений подспудно ожидали: АЧХ на басах будет ровной, но «по-домашнему» проваленной по сравнению с привычным для автомобильных систем подъёмом. Оказалось, что угадали меньше чем наполовину. Ровная — не то слово, изодинамический сабвуфер (напомним забывчивым: диффузорные «подпорки» были отключены) без всякой частотной коррекции показал характеристику, близкую к идеальной, от идеала её отделяет только небольшой всплеск на 40 Гц, всем бы так. А что касается уровня басов — никуда он не провален, просто звучит настолько тактично и спокойно, что не верится: басов здесь — в достатке. Это, видимо, тоже увело судей в область пониженных оценок. Наиболее выраженная неравномерность АЧХ — в области 2 — 6 кГц, что есть, то есть, а выше пищалки показывают уверенное поведение до самого верха, со спадом, естественным для работы вне оси излучения. Дотянутся ли они до обещанных конструктором 70 кГц — не знаем, но 20 кГц им даются легко и свободно.

RTA

Причина сугубо непризового места, присуждённого этой машине несомненно профессиональными и неангажированными зарубежными арбитрами в Киеве, прояснилась довольно быстро. Для взращённого на автомобильном звуке этот — крайне непривычен. Если редуцировать описание характера звучания до двух ключевых слов, ими будут «воздушный» и «дотошный». Дотошность выражается в тщательной и, надо признать, исчерпывающей прорисовке деталей, с действительно выдающейся микродинамикой, с полным отсутствием надоедливых «хвостов», висящих в воздухе после удара по тарелке или струне контрабаса. Особенно ярко эти достоинства проявляются при… малых уровнях. Становится интересно и непривычно, что с уменьшением громкости звучание не обедняется ни тонально, ни динамически. Когда оркестр играл Шнитке с «АудиоДоктора», акустика сцены оказалась воспроизведена так натурально, как давно (а может, и никогда) не приходилось слышать. Притом что локализация инструментов была весьма далека от идеала. Это — одна из причин неудачи на соревнованиях: звуковая сцена — священная корова автозвука, а здесь Константин, стойкий приверженец канонов хай-энда, её ничем не корректировал, ведь и головное устройство было выбрано по принципу минимализма. Кроме того, из-за той самой «дотошности» изодинамика ощутимо приближает звуковую сцену. Дома это никакая не проблема: поставь кресло подальше, и все дела. А в машине удалённость сцены — другая часть туши священной коровы, в судейских протоколах немедленно появились убийственные оценки.

А воздушность? Она проявляется в этой системе во всём, даже в воспроизведении басов. Они не бьют в грудь, почки или голову, но при этом слышны, причём с безукоризненным рельефом, передаваемым как бы играючи, без напряжения. «Бонусный» турецкий барабан с «АудиоДоктора» легко показал не только разницу в тональности первых двух ударов, но и передал дыхание огромного инструмента после удара, точно и реалистично.

Очень интересный звук, хотя нет уверенности, что в автомобилях привьётся — уж слишком непривычно…

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector