Тест воздушных фильтров ваз инжектор

Затевая сравнительный тест сменных элементов воздушного фильтра для двигателей ВАЗ, никаких сенсаций мы не предполагали. Какой-то фильтр окажется лучше, какой-то — хуже… Но такого мы не ожидали: худший из образцов пропустил в двигатель треть всей всасываемой пыли!

Даже мельчайшие, невидимые глазу пылинки приносят двигателю большой вред. Пыль попадает в зазор между поршнем и цилиндром, смешивается с маслом и вызывает абразивный износ шеек валов и вкладышей…
Пыль надо фильтровать. Обязательно.
За всю историю существования автомобиля очищать воздух пытались самыми разными способами — воздушными лабиринтами, центрифугами, с помощью промасленной нитяной «путанки». Наконец мир остановился на сменных элементах из гофрированной фильтровальной бумаги. У нас бумажные фильтры появились около тридцати лет назад на первых Жигулях. Двигатель венчала тарелка «сухого» воздушного фильтра, в который вставлялся круглый сменный элемент — сложенная «гармошкой» бумага с помещенным внутрь кольцом из металлической сетки и залитая с торцов полимером. С тех пор «жигулевские» фильтры ставили не только на все карбюраторные вазовские модели, но и на заднеприводные Москвичи последних поколений, на украинские Таврии, на малютку Оку…
Сейчас сменные элементы для таких фильтров выпускают все кому не лень. На полках автомагазинов — изобилие! Что выбрать?
Мы купили 20 различных фильтров. Шесть из них попали на российские прилавки из-за рубежа: SCT — из Германии, Fram — из Испании, Bosch — из Чехии, а Champion и Clean Filters — из Италии. Не удалось установить лишь происхождение фильтра Mann: ни на его корпусе, ни на упаковке о месте изготовления — ни слова.
Остальные 14 фильтров сделаны в России. Фильтр Автоагрегат — из города Ливны Орловской области. Сменные элементы Цитрон и Механик’s сделаны в городе Михайловске Ставропольского края. Четыре фильтра — BBF, Consol, Биг и Невский фильтр — появились на свет в Санкт-Петербурге. Фильтр Spectrol сделан в Москве, элементы Кварк, Тосол-Синтез-Москва и Билайт — в Зеленограде. А Luxoil и Полистон родом из Подмосковья — первый из Пушкино, а второй из Подольска. Причем фильтр Полистон принципиально отличается от всех остальных — в качестве рабочего элемента в нем используется не бумага, а нетканое полипропиленовое волокно. На этикетке фильтра Ekofil была лишь надпись «Сделано в России», а о том, где именно, — ни слова…
Все 20 фильтров мы отвезли в лабораторию, аккредитованную Госстандартом в области испытаний фильтрующих элементов.
Перед испытаниями специалисты лаборатории подвергли все образцы тщательной проверке. Сколько весит каждый фильтр, каких он размеров? И если первый параметр имеет скорее прикладное значение (в конце концов, нет никакой разницы — класть под капот фильтр весом 180 или 220 граммов), то при измерении габаритов были забракованы сразу два образца — ставропольский Механик’s и итальянский Clean Filters. Для того, чтобы сменный элемент плотно прижимался крышкой фильтра к днищу корпуса, его высота должна быть не менее 60 мм. У 18 фильтров из 20 так оно и оказалось — высота элементов колебалась в пределах 60—65 мм. Но изделия марок Механик’s и Clean Filters оказались с высотой 59 мм — плотно прижать такой «низкий» фильтр к корпусу не получится, и в зазор будет просачиваться пыль. Поразмыслив, мы все-таки допустили оба фильтра к испытаниям, но условно — вместе с кольцевой прокладкой из миллиметровой листовой резины.
Затем специалисты тщательно изучили конструкцию всех фильтров — подсчитали количество складок-гофр рабочего элемента, который называют шторой, и общую площадь бумаги. Чем больше площадь шторы, тем лучше — при прочих равных условиях такой фильтр будет оказывать меньшее сопротивление воздушному потоку (а это означает снижение расхода топлива и увеличение мощности) и будет аккумулировать в своих недрах больше пыли, продлевая срок службы фильтрующего элемента. Но увеличивать площадь можно лишь до определенных разумных пределов — слишком плотная укладка бумаги повысит сопротивление шторы.
Разброс по плотности укладки гофр у 19 бумажных фильтров оказался большим — от 113 до 269 штук. Еще больше различается полезная площадь штор — от 0,1 м2 у фильтра Mеханик’s до 0,37 м2 у элемента Bosch. Как эта разница скажется на работоспособности фильтров?
За основу методики сравнительных испытаний были взяты нормы РД 37.001.622-95 «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования». В соответствии с ними основные рабочие качества фильтра можно определить с помощью трех тестов.
Первое испытание — проверка «легкости дыхания» новенького рабочего элемента, то есть измерение разрежения во впускном коллекторе после фильтра. Для этого сменный элемент устанавливается в штатный вазовский корпус, и система компрессоров начинает просасывать через получившийся впускной тракт воздух с номинальным расходом 160 м³/ч — примерно столько потребляют вазовские моторы рабочим объемом 1,3—1,6 л. По нормативам, фильтр не должен снижать давление воздушного потока более чем на 2,5 кПа.
Как оказалось, все фильтры не затрудняют «дыхание» мотора — падение давления составило от 0,9 до 1,2 кПа.
Второе испытание — главное: это проверка пылеулавливающих свойств. Дозатор начинает распылять перед раструбом воздухозаборника специальную пыль, и фильтр при неизменном расходе воздуха в 160 м³/ч должен уловить не менее 99% «тарированного загрязнителя». Позади испытываемого фильтра установлен специальный «абсолютный» фильтр — дисперсность пыли и диаметр его пор подобраны таким образом, чтобы «абсолютная» штора задерживала даже те пылинки, которые пропустил испытуемый элемент. После испытания «абсолютный» фильтр взвешивают на прецизионных весах — и, зная прибавку его веса и вес потраченной пыли, рассчитывают степень эффективности очистки.
Этот тест выдержала лишь половина фильтров — эффективностью не ниже 99% обладают элементы BBF, Автоагрегат, SCT, Mann, Fram, Bosch, Consol, Биг, Clean Filters и Невский фильтр. Все остальные марки испытание не прошли. А полипропиленовый фильтр Полистон и вовсе шокировал: он пропустил 33,1% пыли! Да-да, треть! В реальных условиях это грозит двигателю интенсивным абразивным износом — капремонт понадобится очень скоро…
Каким образом такое «оригинальное» изделие вообще попало на прилавки? Специалисты сертификационного центра НАМИ, к которым мы обратились за консультацией, поведали детективную историю. Несмотря на то, что полипропиленовое чудо из Подольска сертификацию не проходило, на этикетках фильтров Полистон была помещена надпись «Одобрено НАМИ». То есть фирма Полистон решилась на фальсификацию! После того, как НАМИ предъявил претензии, упоминание о «сертификации» исчезло. Зато появилась другая фраза: «Внимание! Не покупайте подделок». Если под подделкой имеется в виду сам фильтр Полистон, то это — сущая правда.
Последним испытанием стал своеобразный «ресурсный» тест — определение предельной пылеемкости фильтра. В ходе теста дозатор загрязняет всасываемый воздух с концентрацией 0,4 грамма пыли на 1 кубометр воздуха. Расход воздуха прежний — 160 м³/ч. Заканчивается испытание после того, как разрежение во «впускном коллекторе» за фильтром достигнет 4,9 кПа. Это значит, что фильтр «забит под завязку» и создает неприемлемое сопротивление потоку. Чем дольше продержится элемент, тем лучше — согласно нормативу, время загрязнения для фильтров подобного типа должно быть не менее 84 минут.
Уложиться в этот норматив смогли всего 11 фильтров — BBF, Автоагрегат, SCT, Mann, Fram, Champion, Bosch, Consol, Биг, Clean Filters и Невский фильтр.
В итоге без замечаний все испытания прошли лишь 9 фильтров из 20! Меньше половины… В группу победителей вошли 5 российских элементов — это BBF, Автоагрегат, Consol, Биг и Невский фильтр. Ну а компанию им составили импортные SCT, Mann, Fram и Bosch.

35 рублей
Билайт не может похвастаться хорошими результатами — пропущено 1,25% пыли, а при «ресурсном» тесте не хватило 12 минут до норматива. Одна из причин — не слишком большая площадь фильтрующей шторы (0,23м2).

25 рублей
Полезная площадь бумажной шторы мала — всего 0,2 м2. В результате фильтр Цитрон пропустил 1,4% пыли (на 40% выше нормы в относительном пересчете), а при «ресурсном» тесте «сдался» слишком рано, отработав лишь 40 минут из 84 положенных.

30 рублей
Если бы создатели фильтра Spectrol не экономили на бумаге (площадь — всего 0,22 м2), то результаты могли бы быть лучше. А с такой шторой Spectrol немного недотянул до нормы и при проверке эффективности очистки (1,07%), и во время «ресурсного» теста — продержался на минуту меньше положенных 84 мин.

НАШ ВЫБОР Consol (Россия)

35 рублей
Фильтр Consol при небольшой площади бумажной шторы (0,22 м2) продемонстрировал хорошие характеристики — пропущено лишь 0,96% пыли, а норматив «ресурсного» теста выполнен, хоть и без запаса.

НАШ ВЫБОР Fram CA660PL (Испания)

130 рублей
Fram отличается очень высокой полезной площадью шторы (0,35 м2). Как следствие — наилучшая фильтрующая способность (пропущено всего 0,76% пыли) и отменная пылеемкость (96 минут «ресурсного» теста).

Champion W106 (Италия)

95 рублей
Площадь бумажной шторы фильтра Champion достаточно велика (0,29 м2), но к двигателю проникло 1,06% всей пыли — чуть больше нормы. Норматив при «ресурсной» наработке Champion перевыполнил, хотя и с минимальным запасом в 1 минуту.

Luxoil Filter (Россия)

25 рублей
Площадь фильтрующей шторы у элемента Luxoil вполне достаточная (0,28 м2), но испытания окончились неудачей — пропущено более 1% пыли. Кроме того, при «ресурсном» тесте фильтр Luxoil засорился уже через 63 минуты (при норме 84 мин). Очевидно, столь плачевные результаты связаны с низким качеством фильтрующей бумаги.

25 рублей
Малая площадь фильтрующей бумаги (0,21 м2) негативно отразилась на результатах испытаний — пропущено 1,27% пыли (на 27% хуже норматива в относительном пересчете), а пороговое разрежение во впускном коллекторе при «ресурсном» тесте наступило на 4 минуты раньше положенного времени.

НАШ ВЫБОР Bosch S2108 (Чехия)

220 рублей
Фильтр Bosch установил сразу несколько рекордов теста (помимо самой высокой цены): по площади шторы (0,37 м2), по количеству гофр (215) и по ресурсу — в условиях сильной запыленности он продержался 106 минут! Качество очистки воздуха тоже на высоте — пропущено лишь 0,89% пыли.

Кварк-фильтр KFA-078 (Россия)

18 рублей
Полезная площадь фильтрующей бумаги относительно невелика (0,21 м2). Как следствие, невысокой оказалась и эффективность: пропущено 1,2% пыли при норме 1%. Это означает снижение эффективности пылезадержания на 20%. А во время определения пылеемкости фильтр Кварк вышел из строя на 14 минут раньше положенного времени.

НАШ ВЫБОР Биг Фильтр GB-95 (Россия)
30 рублей
На поверку «большой» фильтр оказался самым обычным по конструкции (штора площадью 0,26 м2, количество гофр — 164), но хорошим по характеристикам — пропущено менее 1% пыли, норматив времени работы при повышенной запыленности перекрыт на одну минуту.

Ekofil Eko-01.01 (Россия)
45 рублей
«Эко-фильтр» отличился самым высоким сопротивлением воздушному потоку, что, несомненно, отразится на расходе топлива. Хуже то, что Ekofil пропустил к двигателю 1,7% пыли, а наработка «на отказ» составила всего 50 минут — на 34 мин меньше норматива.

НАШ ВЫБОР Mann С2443 (страна производства не указана)
115 рублей
Фильтр Mann — пример оптимальной конструкции: большая площадь шторы (0,29 м2), высокая насыщенность гофрами (179). В результате сквозь фильтр проходит лишь 0,93% пыли. А в «ресурсном» тесте Mann обеспечил семиминутный запас сохранения работоспособности.

Читайте также:  Бортовой компьютер на лада гранта стандарт

SCT SB-211 (Германия)
50 рублей
Самый доступный среди импортной продукции немецкий фильтр SCT показал достойные результаты — уложился в норматив по пылезадержанию и на 7 минут перекрыл норматив «ресурсного» теста.

НАШ ВЫБОР Автоагрегат (Россия)
26 рублей
Плотная укладка фильтрующей бумаги (209 складок в шторе, рекорд среди российских фильтров теста) помогла этому фильтру достойно выдержать все испытания — пропущено 0,9% пыли, а ресурс составил 95 минут при норме 84 (опять-таки, лучший показатель среди «россиян»).

НАШ ВЫБОР BBF-010 (Россия)

30 рублей
Полезная площадь фильтрующей шторы оптимальна (0,26 м2), и с качеством бумаги все в порядке — пропущено всего 0,83% пыли (лучший результат среди российских фильтров в рамках нашего теста). А норматив по пылеемкости при «ресурсном» тесте выполнен с запасом в 3 минуты.

Clean Filters МА129 (Италия)

100 рублей
Несмотря на выполнение нормативов по качеству очистки воздуха и предельной пылеемкости, элемент Clean Filters нельзя рекомендовать к применению — слишком низкий фильтр (всего 59 мм) может не обеспечить должной герметичности при установке в корпус.

20 рублей
Механик’s стал в нашем тесте примером того, каким не должен быть воздушный фильтр. Высота элемента на 1 мм меньше требуемой, площадь бумаги неприемлемо мала — всего 0,1 м2. В результате фильтр пропустил 1,75% пыли и продержался в «ресурсном» тесте лишь 25 минут. Это наихудший результат среди испытанных бумажных элементов.

НАШ ВЫБОР Невский фильтр (Россия)

35 рублей
Невский фильтр отличился сбалансированной конструкцией — штора площадью 0,27 м2, количество гофр — 161, задерживает 99,03% поступающей пыли. А при работе в условиях интенсивной запыленности фильтр продержался на 2 минуты дольше норматива.

Полистон ЭВФ-01.01 (Россия)

20 рублей
Фильтр Polystone кардинально отличается от всех остальных — в качестве рабочего материала использована не бумага, а нетканое полипропиленовое волокно. И тест показал, что это волокно пропускает к мотору треть всей пыли, попадающей в воздухозаборник! Даже в условиях невысокой запыленности это грозит двигателю быстрым выходом из строя из-за абразивного износа цилиндро-поршневой группы.Оригинальная, полная статья!

ЧИСТО «ДЕСЯТКА»…

— Воздушный фильтр на инжекторную «десятку» есть?

Конечно есть, вон их на прилавке сколько… Вам какой — наш или импортный? Подороже или подешевле? Да, а какая у вас «десятка» — вазовская или газовская?

Смех смехом — а что купить-то? Одни убеждены, что все фильтры делают в одном и том же подвале, только этикетки клеят разные. Другие все же оценивают «одежку» — солидность упаковки, известность брэнда и т. п. Третьи заняты поиском фильтров, поставляемых на конвейер… А кого порекомендует на должность начальника очистки журнал «За рулем»?

Для начала предлагаем владельцам всех «десяток» — как нижегородских, так и тольяттинских — ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Двенадцать фильтров для ВАЗ, семь — для ГАЗ и еще пять, скажем так, универсальных — есть и такие. А потом…

А потом будет нечто такое, чего мы никогда еще не делали…

В ШКУРЕ ИСПЫТАТЕЛЯ…

Тем, кому хоть немного интересна испытательская «кухня», придется ознакомиться с данным разделом. Остальные могут сразу перейти к изучению фото. (В подписях к снимкам указан заявленный производитель — ред.)

Руководящий документ для испытателя воздушных фильтров (точнее — воздухоочистителей!) — это РД 37.001.622–95 под названием «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования». Методика испытаний изложена в ГОСТ 8002–74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний». Тем, кто уже запутался в терминах, напоминаем: воздухоочиститель — это фильтр плюс корпус, в котором он установлен.

Основных показателей качества воздухоочистителя — три.

Сопротивление воздухоочистителя с чистым фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха. Эта величина не должна превышать 2,5 кПа (255 мм вод. ст.).

Средний коэффициент пропуска пыли до достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Эта величина не должна превышать 1%.

Продолжительность работы воздухоочистителя до достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Эта величина не должна составлять менее 1,4 часа (84 мин).

Понятно, что величину номинального расхода воздуха каждый мотор «понимает» по-своему. Расчет, проведенный согласно рекомендациям SAE J 726, показывает, что для самого форсированного вазовского двигателя, отвечающего нормам Евро III и Евро IV, эта величина составляет 246 мз/ч. Для двигателей ЗМЗ-406 показатель выше — 305 мз/ч. Однако согласно требованиям РД испытания следует вести при 80% от номинала, что составит для газовских фильтров 244 мз/ч. В то же время вазовские фильтры испытывались в предельном режиме (246 мз/ч) — таковы пожелания самого ВАЗа.

Что касается универсальных фильтров с «нулевым» сопротивлением, именуемых в обиходе «спортивными», то их «гоняли» также при 246 мз/ч. Эта величина хоть и не является для них предельной, но зато позволяет сравнивать с «обыкновенными» фильтрами.

Вообще говоря, газовские воздухоочистители априори лучше вазовских. Причина проста — габариты подкапотного пространства позволяют размещать на нижегородских машинах такие фильтры, которые в тольяттинских просто не уместятся. У них и полезная площадь фильтрующей шторы выше, и гофр побольше. Заметим также, что владельцам «волг» и «газелей» импортные фильтры, как говорится, не светят — их просто нет в природе. Но это так, к слову.

Разбор полетов начнем с вазовских фильтров. Из двенадцати участников в нормы по коэффициенту пропуска пыли не уложился только «Луксойл» (№ 1–12) — при этом он «умер» совсем молодым! Кроме него, не соответствуют требованиям по продолжительности работы еще два изделия — № 1–11 и № 1–10.

Из газовской семерки уверенную дисквалификацию заработал № 2–7, пропустивший пыли по самые… в общем, на порядок больше, чем разрешено. Вторым двоечником оказался № 2–6, прекративший исполнение обязанностей раньше срока. А остальные…

А вот почти всем остальным не хватает малости — четкой инструкции по применяемости. Увы — только изготовители фильтра № 2–1 знают, что ГАЗ еще в 2000 году выдал задание на создание малогабаритного воздухоочистителя 3110-1109-010-10, который уже два года (!) устанавливается на все серийные автомобили! Поэтому из всех проверенных нами фильтров лишь изделия дзержинской фирмы «Заря» можно ставить как на новые, так и на «старые» машины: прочие в новенькое авто просто не влезут! Остальные производители, по всей видимости, ориентируются исключительно на «бэушные» автомобили, взваливая поиск нужной детали на плечи ко всему привыкшего потребителя. Впрочем, гораздо проще предположить, что всего вышеизложенного они просто не знают.

О лучших изделиях — чуть позже. Мы же забыли про фильтры, которые годятся на любую «десятку» — как VAZ 2110, так и GAZ 3110. Восполняем пробел.

Эти изделия называют по-разному — «спортивные» или фильтры «с нулевым сопротивлением». Перепутать их с «обычными» практически невозможно — достаточно просто взглянуть на ценник. Напоминаем, что особенности эксплуатации подобных изделий мы рассматривали в ЗР, 2000, № 11, с. 50–51.

Тем «исполинам духа», которые отдают предпочтение такой очистке воздуха, даже неудобно давать какие-то советы — специально для них мы приводим под фото № 3-1. 3-5 краткие результаты замеров. А менее продвинутым читателям напоминаем, что очистка воздуха в таких фильтрах осуществляется по-разному. Чаще используют фильтрующую штору, пропитанную смазочным составом — ее наружная и внутренняя поверхности защищены металлической сеткой. Есть и другой вариант — скажем, в «Рэйд hp» (фото 3–2) фильтрация воздуха происходит объемным способом через поверхность цилиндра из пористого материала, пропитанного специальным составом. Привычной шторы в нем вообще нет.

Фильтры «с нулевым сопротивлением» в процессе эксплуатации подлежат обслуживанию — для этого существуют сервисные комплекты смазок и промывок. Обращаем внимание на то, что после установки подобного фильтра на двигатель сопротивление впускного трубопровода может даже уменьшиться — это не ошибка измерений, а прямое следствие изменения условий подачи воздуха. Величина исходного сопротивления также может отличаться от изделия к изделию: каждый раз стенд настраивали заново.

ВНИМАНИЕ! На стандартных автомобилях впускной тракт рассчитан под конкретный двигатель — устанавливать на них подобные фильтры НЕ НАДО. Эти изделия — удел спортивных, гоночных и тюнинговых машин. Обыкновенный «чайник», по незнанию решивший приобрести дорогую игрушку, получит в качестве премии лишь «крутой» внешний вид подкапотного пространства да нестандартное «звуковое сопровождение». Добавим сюда иную периодичность обслуживания в сочетании с худшей фильтрацией — для езды по дачным дорогам подобное категорически не годится. Их изюминка — не в использовании каких-то уникальных материалов, а в изменении режима подачи воздуха. Сопротивление меньше, но фильтрация хуже.

А теперь — обещанный выбор. Внимание — в заключительной главе мы «поднимаем планку». Равнение — на середину этой страницы!

Производитель — «Салют-Фильтр», Россия

Обозначение — 2112-1109080-03 МС03

Ориентировочная цена — 100 руб.

Самарский фильтр не понравился «по одежке» сразу — ну сколько можно продавать изделия в каких-то несерьезных пакетиках? Да еще и самый тяжелый из всех… Однако потребитель, которому достанется подобный фильтр, будет доволен — оказалось, лучше, чем «Салют-Фильтр», воздух не чистит никто! Средний коэффициент пропуска пыли — 0,28. Прекрасный результат. Остальные цифры поскромнее, но общее впечатление — хорошее.

Производитель — ОАО «Автоагрегат», Ливны Орловской обл.

Обозначение — ЭФВ 074.1109080 2112.1109080-ЗР МТ 14

Ориентировочная цена — 140 руб.

Один из самых крупных отечественных производителей изготовляет чуть ли не любые фильтры — в том числе и с логотипом ЗР. Комментировать итоги выступлений «зарулевского» изделия по этическим причинам не будем — просто приводим результаты испытаний. Сопротивление воздухоочистителя — 1,25 кПа, средний коэффициент пропуска пыли — 0,29%, продолжительность работы до достижения предельного сопротивления — 137 мин.

Производитель — «Манн» (Mann Filter), Германия

Обозначение — С 22 117

Ориентировочная цена — 170 руб.

Изделия с подобными брэндами часто покупают не задумываясь — дескать, здесь не может быть плохо… Что ж, технического нокаута «немец» на сей раз не демонстрировал, но выглядел вполне достойно. Продолжительность работы составила 234 мин — это лучший показатель в классе. Остальные параметры — просто нормальные. В качестве замечания отметим, что в списке применяемости среди «ауди», «вольво» и «фольксвагенов» ВАЗ не значится…

Производитель — «Mahle», Австрия

Ориентировочная цена — 170 руб.

Австрийский фильтр был до испытаний этакой «темной лошадкой» — и имя не самое громкое, и применяемость не указана, и фильтрующая штора кажется не самой большой… Тем не менее результаты оказались вполне пристойными — соотечественник Шварценеггера оказался лучшим по сопротивлению (всего 1,01 кПа!), уложился в 0,61% в части пропуска пыли и продержался 192 мин, уступив по этому показателю только трем участникам в группе ВАЗ.

Производитель — «Бош» (Bosch), Германия

Обозначение — S 9061

Ориентировочная цена — 200 руб.

«Бош» — имя громкое, и не только среди «фильтровальных дел мастеров». Применяемость — «ненашенская»: от «Форда» до «Вольво». Цена — под стать. В то же время все «немцы» словно сговорились: отрабатываем «обязаловку» — и не более того! Правда, продолжительность работы «Боша» составила 203 мин — лучше в этом классе только «Манн», зато остальные параметры оказались в «основной массе» соревнующихся. А жаль — от «Боша» всегда ждешь чуда.

Читайте также:  Сколько стоит поменять ремень грм на гранте

Производитель — «Хенгст» (Hengst Filter), Германия

Ориентировочная цена — 220 руб.

Применяемость немецкого изделия не оговаривается вообще. Рабочие показатели — более чем средние: все в норме, но для известного брэнда и довольно высокой цены этого явно недостаточно. Взять хотя бы средний коэффициент пропуска пыли: при норме 1% «Хенгст» показал 0,81, а лучший показатель составляет 0,29! То же касается сопротивления: 1,11 кПа при норме 2,5 — это хорошо, но у лидера цифры другие — 1,01! Так что в целом неплохо, но хотелось бы большего.

Производитель — «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия

Обозначение — SB 201

Ориентировочная цена — 150 руб.

Немцы рекомендуют свой фильтр для «ауди», «ягуаров» и «мерседесов» — тольяттинских машин в списке нет. Что до параметров, то они довольно скромные: претензий нет, но чувство недосказанности остается. Сопротивление воздухоочистителя — 1,07 кПа (у остальных — от 1,01 до 1,34), а продолжительность работы — 188 мин (у других — от 35 до 234). Средний коэффициент пропуска пыли мог бы быть и поменьше: 0,86% при норме 1% — многовато.

Производитель — «Чемпион» (Champion), ЕЭС

Ориентировочная цена — 180 руб.

«Чемпион» давно заработал себе громкое имя и, в общем-то, порой почивает на лаврах. А на практике? В активе — самый легкий фильтрующий элемент из всех — всего 208 г. А вот потребительские показатели можно назвать заурядными: отменная величина сопротивления воздухоочистителя сочетается с подозрительно большим пропуском пыли. Судите сами: 0,90% при норме 1% — это нормально, но… не по-чемпионски как-то… Да и применяемость для ВАЗ не оговорена.

Производитель — «Биг Фильтр» (BIG FILTER), Россия

Ориентировочная цена — 130 руб.

Один из самых известных отечественных брэндов, традиционно маскирующийся под импорт. В списке применяемости указаны «самары», «нивы», «фольксвагены» и т.п. Фирма умеет делать отличные изделия, но… не всегда пользуется своими талантами. Вот и в данном случае петербургский «Биг» оказался на волосок от дисквалификации: средний коэффициент пропуска пыли составил 0,98% — а где же технологический запас? Впрочем, формальные приличия соблюдены.

Производитель — АФ («АвФил»), Россия

Обозначение — 2112-1109080-02 АФ МС03

Ориентировочная цена — 130 руб.

Еще одно «раздетое» российское изделие, не удостоенное упаковки. Потребитель не обязан разбираться, кто прячется за инициалами АФ! Надо полагать, речь идет о фирме «АФ» из поселка Соколовый Саратовской области… Впрочем, независимо от происхождения итог один — изделие «не удалось». Продолжительность его работы составила всего 79 мин при норме 84, а потому никакие этикетки и голограммы уже не помогут.

Производитель — «Невский фильтр», Россия

Обозначение — НФ-409-01-000 (НФ 409 EURO)

Ориентировочная цена — 130 руб.

Петербургское изделие интересно в первую очередь тем, что использует бумагу собственного производства. Возможно, поэтому у него относительно высокое сопротивление — 1,33 кПа (у остальных — ниже), довольно большой средний коэффициент пропуска пыли (0,81% при норме 1%) и, наконец, совершенно неудовлетворительные 43 минуты наработки при норме 84… Напоминаем — лидер продержался почти в шесть раз дольше! Увы…

Производитель — «Луксойл» (Luxoil), Пушкино, Россия

Обозначение — НФ-409-01-000. Есть знак омологации МС-03

Ориентировочная цена — 110 руб.

Подмосковно-петербургское изделие, изготовленное ЗАО ПКФ «Невский фильтр», произвело странное впечатление. Максимальное количество гофр, самая большая площадь поверхности — казалось бы, все будет хорошо. Ан нет — «Луксойл» провалил средний коэффициент пропуска пыли (1,09% вместо 1%) и вдобавок продержался всего 35 мин вместо положенных 84. Вывод ясен — на машину не ставить!

Производитель — не указан

Ориентировочная цена в комплекте с корпусом — 800 руб.

Непрезентабельное на вид изделие приобрели по одной-единственной причине — его размеры были меньше, чем у остальных! Эксперты признали в гадком утенке изделие фирмы «Заря» из Дзержинска Нижегородской области — именно такие воздухоочистители идут на конвейер. Заметим: их «коллеги» в таком корпусе просто не уместятся… А параметры «утенка» — как у прекрасного лебедя: одни из лучших!

Производитель — «Биг Фильтр», С.-Петербург

Ориентировочная цена — 160 руб.

Петербургские носители известной торговой марки оказались представленными в двух вариантах — как с пластмассовой крышкой, так и с металлической. Данный вариант может похвастаться своей массой — он самый легкий из всех, а его полезная площадь — одна из самых больших. В целом — одно из лучших изделий для… автомобилей старше двух лет! Напоминаем: в современном корпусе оно не уместится — высота зашкаливает…

Производитель — «Цитрон», Россия

Обозначение — неразборчивые наклейки

Ориентировочная цена — 160 руб.

Эксперты опознали в изделии воздухоочиститель с названием ПАЛТ-137 фирмы «Цитрон». Ни упаковки нормальной, ни обозначений цивилизованных… Цифры в протоколе неплохие: все в норме, хотя звезд с неба изготовители на сей раз не хватали. Кстати, этот фильтр оказался самым тяжелым из всех! И не будем забывать про размеры — в новенькую «Волгу» изделие не поместится.

Производитель — «Невский фильтр», Россия

Обозначение — НФ 0406-01-В

Ориентировочная цена — 170 руб.

Криво приклеенное уплотнительное кольцо как-то странно выглядело на хорошем в общем-то изделии. По количеству гофр шторы — 151 — фильтр даже оказался лидером, а его сопротивление — одно из самых низких. Остальные результаты назовем, скажем так, обыкновенными: все в норме, но без блеска. И как ложка дегтя — завышенные габаритные размеры, перекрывающие доступ к газовским машинам последних лет выпуска.

Производитель — «Биг Фильтр», С.-Петербург

Ориентировочная цена — 170 руб.

Еще один «Биг» — на сей раз куда менее красивый. В отличие от «пластмассового» собрата этот «петербуржец» использует металлическую крышку. Любопытно — масса фильтра здесь больше, а число гофр и полезная площадь поверхности — меньше. Уплотнительное кольцо плохо склеено — воздух может идти «напрямую». В целом изделие нормальное, но — не отличное. Только не будем забывать про размеры — под современным капотом ему места не хватит.

Производитель — ООО «Анелия-М», Москва, Россия

Обозначение — Реготмас 141Б (3105–1109013) НФ-104, МТ-14

Ориентировочная цена — 120 руб.

Тот случай, когда «встреча по одежке» является вполне оправданной. На бумаге создатели изделия явно решили сэкономить — это видно невооруженным глазом. Вот и цифры: количество гофр в шторе — всего-навсего 49 (у остальных — за сотню!), а площадь фильтрующей поверхности — 0,48 м2 против 1,84 у одного из лидеров — было ясно, что фильтр сойдет с дистанции досрочно. Так и получилось.

Производитель — «Пласпол» (Plaspol), Россия

Обозначение — ЭВФ-01.02 (31029–1109013), знак омологации МТ-14

Ориентировочная цена — 140 руб.

Изделие стоит особняком: вместо бумажной шторы из специальной бумаги в нем использовано нетканое полипропиленовое волокно. Наружная часть цилиндра выполняет функцию каркаса, а внутренняя — фильтра: диаметр волокон уменьшается по ходу воздушного потока. К сожалению, изделие испытаний не выдержало! Средний коэффициент пропуска пыли составил 11,88% при норме 1%.

Производитель — Racing Sports

Ориентировочная цена — 2400 руб.

Сопротивление впускного трубопровода стенда после установки фильтрующего элемента возросло с 0,34 до 0,35 кПа. Средний коэффициент пропуска пыли составил 0,58%, а вместо 84 мин «спортсмен» простоял только 45.

Производитель — Raid hp

Ориентировочная цена — 2450 руб.

Довести «забег» до конца так и не удалось. Даже через 690 (!) мин его сопротивление составляло всего 286 мм вод. ст., но коэффициент пропуска пыли при этом зашкаливал аж за 18,3%!

Производитель — K&N Engineering, Inc., США

Обозначение — High-flow air filter 33 — 2003

Ориентировочная цена — 2950 руб.

Панельный фильтр показал сопротивление 1,05 кПа и продержался на стенде 92 мин. Пыль он при этом пропускал изрядно — средний коэффициент составил 4,26%.

Производитель — K&N Engineering, Inc., США

Обозначение — High-flow air filter RU — 3610

Ориентировочная цена — 2950 руб.

Именитый «спортсмен» изменил аэродинамику тракта, снизив его сопротивление с 0,45 кПа до 0,41. Продолжительность работы — 67 мин, средний коэффициент пропуска пыли — 2,25.

Производитель — «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия

Обозначение — SCT SB 001/76

Ориентировочная цена — 2400 руб.

Увеличив сопротивление на впуске с 0,34 до 0,35 кПа, изделие смогло продержаться на стенде 45 мин. Заметим, что нормы по «глотанию» пыли при этом не были превышены — коэффициент составил 0,58.

ГОСТы, ОСТы, РД, ТУ… Все это хорошо для арсенала испытателя и совершенно неинтересно обыкновенному потребителю, в глазах которого виден все тот же вопросительный знак — ЧТО КУПИТЬ? Мы предлагаем следующее.

Понятно, что даже если не брать во внимание откровенно неудачные изделия, то легче не становится — претендентов на наш с вами кошелек все равно много. Отчасти это вызвано тем, что предъявляемые к ним обязательные требования являются довольно мягкими — как к троечникам на экзаменах. Получил «удовл.» — значит, государство удовлетворено. А мы — нет.

Начиная с этого номера, мы будем предъявлять к испытываемым товарам свои, «зарулевские» требования — давно пора поднять планку до показателей действительно лучших изделий. В наши собственные требования могут входить как технические, так и другие потребительские параметры. Например, непременное наличие фирменной упаковки и т. д. А создав диапазон между требованиями обязательной сертификации и нашими, «зарулевскими», мы дадим потребителю реальную картину современного прилавка. Это — первый шаг к подготовке системы добровольной сертификации ЗР.

Так вот, применительно к воздушным фильтрам для «десяток» мы выдвигаем следующие требования:

Сопротивление воздухоочистителя ВАЗ — не более 1,5 кПа.

Сопротивление воздухоочистителя ГАЗ — не более 1,0 кПа.

Средний коэффициент пропуска пыли — не более 0,6%.

Продолжительность работы воздухоочистителя ВАЗ — не менее 2 ч.

Продолжительность работы воздухоочистителя ГАЗ — не менее 5 ч.

А теперь оценим общую картину результатов испытаний фильтров для ВАЗ и ГАЗ — она представлена на рисунках. Из всех вазовских фильтров в наш «зеленый коридор» попали самарский «Салют-Фильтр», ливенский ЗР и немецкий «Манн». «Газоводам» повезло больше — компанию дзержинской «Заре» составили ставропольский «Цитрон» и три «питерца» — «Невский фильтр» и два «Бига».

А как же упаковки, маркировки и все такое? Неужели опять за старое — брать, что дают? Нет, будем последовательными до конца: поскольку самарский фильтр продавался в «голом виде», то выхода у нас нет — в доверии отказать! С газовскими — ситуация посложнее. Изделие фирмы «Заря», несмотря на нашу критику по части внешнего вида, получает «зеленый свет»: мы же купили его в комплекте с корпусом — какая тут упаковка… А вот к ставропольцам и ко всем петербуржцам серьезные претензии — господа, не забывайте, пожалуйста, указывать на ваших изделиях их назначение! В своем нынешнем виде они годятся только для несвежих автомобилей…

КАКОВ РЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ? В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ НАШИХ ИЗДЕЛИЙ ОТ ИМПОРТНЫХ? ЭКСПЕРТИЗА ЗР ОТВЕЧАЕТ НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ.

Чтобы злодейски сгубить лошадей, живущих под капотом, нужен вовсе не никотин – вполне достаточно трех-пяти граммов дорожной пыли! И все оттого, что абразивный износ – штука страшная. Если в двигатель попадут частицы твердой пыли, то и цилиндры, и поршневые кольца, считайте, обречены. А противостоит этому безобразию воздушный фильтр: от его эффективности во многом зависит здоровье и долголетие мотора.
Посмотрим, как справляются со своей задачей панельные воздушные фильтры для впрысковых моторов ВАЗ.
СТАВИМ ВОПРОС!
Сам по себе фильтр, казалось бы, настолько примитивен, что его просто невозможно изготовить как-то не так. Однако в редакционной практике еще не было случая, чтобы все купленные фильтры, будь то масляные или топливные, оказались одинаковыми, как шарики из подшипника. Не стоит забывать и про цену: в данном случае, к примеру, стоимость 19 фильтров, купленных в крупных московских магазинах, имела почти тройной разброс! Так за что же мы платим? Насколько дорогие фильтры лучше дешевых – да и лучше ли они хоть в чем-нибудь? И почему так велика разница в заявленных ресурсах – от 15 до 30 тысяч километров? Будем искать ответы. Берем ГОСТ…
Увы! К сожалению, стандарт нам не поможет: он рассматривает фильтр как самостоятельную единицу, существующую помимо двигателя! Иными словами, оценивает только качество фильтрации, не принимая во внимание реальное поведение мотора. Исходя из этого, при испытаниях фильтр устанавливают в пылевую камеру и через него прокачивают определенное количество эталонной кварцевой пыли при заданных расходах воздуха. Измеряют ту долю пыли, которую фильтр пропустил, после чего и выносят приговор. Добавим от себя: половинчатый!
Дело в том, что фильтр не только ловит пыль. Заодно он волей-неволей «душит» наполнение цилиндров двигателя, тем самым влияя на его мощностные параметры. Поэтому спортсмены еще недавно вообще убирали всякие преграды из системы впуска – так было до появления фильтров «нулевого сопротивления» (ЗР, 2006, № 10). Почему? Потому что спортивному мотору ресурс не нужен – до полного изнашивания он просто не доживает! А вот нас это как раз интересует: истинно хороший фильтр обязан поставлять двигателю чистый воздух, а не «перекрывать кислород». Разве не так?
Итак, уточняем список вопросов. Сколько пыли пропускает воздушный фильтр? Какое сопротивление в реальной системе впуска создает фильтр в исходном, то есть чистом состоянии? Есть ли связь между сопротивлением и качеством фильтрации? Как изменяется сопротивление воздушного фильтра по мере его загрязнения? И что будет с двигателем, когда воздушный фильтр становится предельно грязным?
СЛОВО ОТВЕТЧИКУ
Ответчик – двигатель VAZ 2111, восьмиклапанный, впрысковый. Для начала на него поочередно поставили каждый из фильтров в исходном, девственно чистом состоянии и прогнали на режимах внешней скоростной характеристики, то есть при полностью открытой дроссельной заслонке. Измерили при этом крутящие моменты, расходы топлива и воздуха, составы смеси и, что самое важное, перепады давления на каждом фильтре. После чего сопоставили эти результаты с теми, которые получили на пустой «кастрюле», то есть совсем без фильтра!
Разнобой результатов не заставил себя ждать – фильтры как-то сразу разбились на две кучки. Почти все наши фильтры дали потери давления чуть большие, чем импортные. Лидером по величине таких потерь стали наш безымянный фильтр (в дальнейшем – «Просто фильтр») и «немец» SCT, от них чуть-чуть отстали «Невский Фильтр», «Люксойл» и «Трек». В рекламных материалах российских фирм это обычно выдается за преимущество: дескать, бумага более плотная и фильтровать должна лучше! А минимальное сопротивление оказалось сразу у четырех фильтров, в основном германского происхождения – «Mанн Фильтр», «Бош», «Мастер Спорт» и ФРАМ. Отметим сразу, что на мощности и других параметрах мотора эти различия в сопротивлении едва сказались – все в пределах погрешности измерений.
Теперь возвращаемся к стандартному вопросу – насчет фильтрации. Ну что ж – действительно, чем больше сопротивление, тем меньше пыли фильтры пропускают. А лучше всех выступили наши фильтры – «Мотор-Супер», «Трек», «Салют-Фильтр», «Люксойл» и «Невский Фильтр». Чуть хуже других по этому параметру выглядели изделия с меньшим сопротивлением: знаменитые марки «Бош» и «Манн Фильтр», а также примкнувший к ним «Мастер Спорт». К этой же группе присоединился российско-израильский «Биг Интер». Однако вся компания уложилась в 0,1% пропуска пыли, что соответствует российским и международным требованиям.
ЗАЯВЛЕННЫЙ РЕСУРС
Извините, господа фильтровальщики, но вашим утверждениям о ресурсе в 30 тыс. км пробега верится с трудом! И как вообще можно выразить ресурс фильтра в километрах? Одно дело, если машина катается на вымытых с мылом улочках Женевы или Антверпена, другое – по пыльным дорожкам Нечерноземья или Египта. А о каком моторе идет речь – о новом или изношенном, из которого в «кастрюлю» летит масло? Разница-то очевидна! Так для каких условий определен ресурс? Кстати, на крышке фильтра уже на заводе выбито «Замена фильтрующего элемента через 20 000 км»!
Да, а что считать потерей работоспособности фильтра? Ведь очевидно, что чем он грязнее, тем… лучше будет фильтровать: поры бумаги, через которые летит пыль, со временем забиваются! А перепускного клапана, аналогично масляному фильтру, здесь нет. Так когда же его следует менять? По причине отсутствия четких ответов на эти вопросы, выраженных не в эмоциях, а в цифрах, о понятии «ресурс» пока предлагаем забыть. Поступим очень просто. Попробуем посмотреть, как поведут себя фильтры, когда на них будет осаждено одинаковое количество пыли, соответствующее значимому пробегу автомобиля, близкому к заявленному сроку службы фильтрующего элемента.
Сколько пыли надо осадить на фильтре? Ответ поискали в умных книжках – в них написано, что в городах России средний уровень запыленности составляет 0,1–1,0 мг пыли на кубический метр воздуха. Дальше уже все просто! При эксплуатации на режимах универсального цикла вазовский движок берет где-то 100 кг воздуха в час. Значит, за 20 000 км пробега он прокачает через себя 50 тонн воздуха. Отсюда и определяем, сколько пыли вдуть – затем вводим на впуск четко отмеренное количество и повторяем измерения внешних характеристик.
И вот тут результаты разбежались, да еще как! Потери давления в этом случае отличались от фильтра к фильтру более чем в два раза! Отличился фильтр SCT: с ним сопротивление впускной системы возросло втрое! Недалеко от него ушел «Просто фильтр». Зато у немецких фильтров «Манн Фильтр», «Бош» и «Мале» оно увеличилось менее чем в полтора раза. Основная же группа российских фильтров («Невский Фильтр», «Мотор-Супер», «Люксойл», «Трек») дала увеличение сопротивления примерно в два раза. Остальные расположились между этими двумя группами.
Ну а как отреагировал на это двигатель? Конечно же, снижением расхода воздуха. Но интереснее другое – чем больше было сопротивление фильтра, тем меньше обогащал контроллер смесь при полном открытии дросселя. В целом, это понятно – ведь он управляется по сигналу ДМРВ и по частоте вращения коленчатого вала, а недопоставку воздуха в цилиндр воспринимает как частичное, а не полное открытие дроссельной заслонки. Следовательно, дает не максимальное, а лишь частичное обогащение! На карбюраторном моторе все было бы наоборот: там контроллера нет .
А итог очевиден – все грязные фильтры «душат» мощность, причем чем больше сопротивление, тем значительнее потеря лошадиных сил. И если те же «Бош» и «Манн» дают снижение мощности порядка 1,6–1,9%, то SCT и «Просто фильтр» – на 7–10%, а это уже весьма ощутимо.
ЕВРОПА? РОССИЯ?
Еще раз выявилось очевидное – хорошо отфильтровать можно, только повысив сопротивление фильтра. А это значит – «придушить» мотор! Неизбежно возникает вопрос: что же выбрать для своего автомобиля – дорогой немецкий фильтр или сравнительно дешевый отечественный?
Все зависит от состояния машины и условий ее эксплуатации. Если они приближены к Европе, то есть автомобиль в основном катается по курортной зоне, пыли не сильно много, а износ небольшой, то лучше брать фильтры, так скажем, европейского типа. Это – «Бош», «Манн Фильтр», «Мале». Машина наматывает километры по пыльной трассе или в таком же городе – тогда наши фильтры предпочтительнее: «Невский Фильтр», «Мотор-Супер» и аналогичные. Но менять их надо чаще – если, конечно, надеешься получать от мотора максимум мощности. А вот фильтры типа «Финвал» или ФРАМ можно считать универсальными: у них и качество фильтрации вполне приемлемое, и служат они достаточно долго. Они годятся и для городских «скаковых» лошадок, и для трудяг «дачников». Наверное, они же – лучшее решение и для изрядно изношенных машин, где в корпус воздушного фильтра летит масло из картера.
ЧТО КУПИТЬ?
Педантов отсылаем к итоговой таблице. А фотогалерею мы разбили на три группы – согласно вышеприведенным критериям. Ездите по чистым дорогам – для вас группа фильтров «Европа», разъезжаете между Калинихой и Логанихой – обратите внимание на группу «Россия», а для остальных – «Универсалы». Как всегда, мы привели свое суждение по каждому фильтру в отдельности – надеемся, оно покажется читателю обоснованным.
Возвращаясь к периодичности замены, рекомендуем читателям не обращать внимания на то, что написано на коробке с фильтром. В конце концов, речь идет не о космических суммах, а жизнь мотору новенький фильтр облегчает изрядно. Но это – личное дело каждого…

Читайте также:  Новости по двигателям автоваза

ФИЛЬТР НЕ ТОЛЬКО ЛОВИТ ПЫЛЬ – ОН ЕЩЕ «ДУШИТ» ДВИГАТЕЛЬ!

Александр Шабанов
Михаил Колодочкин
Журнал: "За рулем"

таможенный консультант, полный комплекс, обслуживаем на свх 19.06.2010 17:37
Компания "ООО Таможенный консультант"

Работаем с ведущими таможенными терминалами Москвы и Московской области.

Вы можете прислать нам на просчет одну из ваших старых загрузок, и убедиться где дешевле.

Возможен просчёт как с транспортом так и без транспорта,а также от двери до двери.

Полная юридическая защита Вашего груза в пути, кратчайшие сроки оформления всей необходимой документации.

Мы профессионально разработаем оптимальные транспортные схемы, погрузим Ваш груз с использованием современной погрузочной базы со спец-техникой.

Предлагаем полный комплекс услуг по ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ грузов.

1. Предоставление юридического лица

2. Подготовка товарно-сопроводительных документов

3. Транспортные услуги
Мы перевозим любые грузы, не зависимо от их размера, веса и других достоинств, решаем любые сложные задачи, возникающие при перевозке.

4. Получение санитарно-эпидемиологических заключений

5. Получение сертификатов соответствия
Оплата всех услуг после выпуска товара в свободное обращение.

6.По желанию клиента можем делать декларацию под печатью Общероссийского брокера.

А также:
ПРЯМЫЕ КОНТРАКТЫ НИЖЕ РИСКА С ПОЛНЫМ ПАКЕТОМ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ,
ПРЯМОЙ КИТАЙ ПО ЖЕЛЕЗКЕ 14 — 17 ДНЕЙ ОФОРМЛЕНИЕ НА ТРЁХ ВОКЗАЛАХ ПОЛНЙ КОМПЛЕКС ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ ВПЛОТЬ ДОСТАВКА ДО СКЛАДА ПО МОСКВЕ.
Минимизация таможенных платежей

Таможни: Работа без посредников на постах:Пушкинской, Дмитровской, Ногинской, пост г.Зеленограда, Щелковской , Подольской таможне,Таможне Санкт-Петербурга,Таможне Нижнего Новгорода.

Офисы на постах: Щелковской таможне (центральный офис на ЛОСИНООСТРОВСКОМ ПОСТУ самый близкий пост к Москве) и Дмитровской таможне (Исток) , краснозаводский пост.

Отдел страхования фирмы предлагает следующие виды страхования:

1) Страхование грузов

Выезд страхового представителя к клиенту.
У нас прямые договора с ведущими страховыми компаниями.
Предварительные консультации — расчеты страховых предложений.

Владимир-начальник отдела по работе с клиентами

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector