Тормозной путь при скорости 90 км ч

эксплуатация автомобильного транспорта

18. Тормозной путь автомобиля

Тормозной путь автомобиля.

1. Тормозной путь ав томобиля — расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

Нормативные значения тормозного пути автотранспортных средств при определенных условиях приведены в разделе требования к тормозному управлению ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях.

Наименование вида АТС Категория АТС Усилие на органе управления, Н Тормозной путь АТС, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобили М1 490 15,8
М2, М3 686 19,6
Легковые автомобили с прицепом без тормозов М1 490 15,8
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 19,6

Нормативные значения тормозного пути установлены при:

а) начальной скорости торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч;

б) не превышении технически допустимой максимальной массы транспортного средства;

в) соблюдении при торможении с начальной скоростью 40 км/ч коридора движения шириной не более 3-х метров (транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из этого коридора).

г) движении на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием (коэффициент сцепления шин с дорогой 0,7 – 0,8);

д) торможении рабочей тормозной системой в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на орган управления.

По ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», категориями обозначаются:

М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили).

М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (автобусы).

М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (автобусы.

N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

2. Тормозной путь автомобиля при начальной скорости торможения выше 40 км в час.

ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» предусматривает методику пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения АТС, т.е. скорости, превышающей 40 км в час.

Для этого в ГОСТе приводится следующая формула:

St = AVо + Vо 2 /26 Jуст., где

Vо — начальная скорость торможения АТС, км/ч;

Jуст — установившееся замедление, м/с 2 ;

А — коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.

При пересчетах нормативов тормозного пути Sт следует использовать значения коэффициента А и установившегося замедления Jуст для различных категорий АТС, приведенные в нижеуказанной таблице (по ГОСТ Р 51709-2001):

Наименование АТС Категория АТС (тягач в составе автопоезда) Исходные данные для расчета норматива тормозного пути ST АТС в снаряженном состоянии
А J уст, м/с 2
Пассажирские и грузопассажирские автомобили М1 0,10 5,2
М2, М3 0,15 4,5
Легковые автомобили с прицепом М1 0,10 5,2
Грузовые автомобили N1, N2, N3 0,15 4,5
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) N1, N2, N3 0,18 4,5

Далее приводятся значения тормозного пути для различных скоростных режимов, расчитанных по данной методике.

Для легковых автомобилей:

— при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь будет 23 метра;

— при начальной скорости торможения в 70 км/ч тормозной путь будет равен 43 метрам;

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь составляет 69 метров;

— при 110 км/ч — тормозной путь составляет 100 метров;

— при 130 км/ч – 138 метров;

— при 150 км/ч тормозной путь будет 181 метр.

Для автобусов при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь равен 29 метрам, при 70 км/ч – 52 метра, при 90 км/ч – 83 метра.

Для грузовых автомобилей без прицепа – аналогично автобусам.

Для грузовых автомобилей с прицепом (полуприцепом):

— при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь будет 30 метров;

Читайте также:  Как снять центральную консоль на хендай акцент

— при начальной скорости торможения в 70 км/ч тормозной путь будет 55 метров;

— при начальной скорости торможения в 80 км/ч тормозной путь будет 69 метров;

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь будет 85 метров;

Пересчет значений тормозного пути производится для условий движения на сухом чистом асфальте на режимах торможения согласно правил эксплуатации конкретных марок автомобилей с учетом наличия АБС и без АБС.

3. Тормозной путь автомобиля является основным составляющим длины остановочного пути.Остановочный путь — это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки. Остановочный путь будет больше тормозного пути на величину в метрах за время реакции водителя и за время срабатывания тормозной системы.

Время реакции водителя составляет от 0,4 до 1,2 с и зависит от профессионализма водителя и его физического и психо — эмоционального состояния (время реакции увеличивается при усталости, заболеваниях, резко возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении).

Время срабатывания тормозной системы — это время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие тормозного устройства. Зависит от качества и состояния тормозной системы, обычно составляет до 0,4 сек у тормозов с гидравлическим приводом и до 0,8 сек у тормозов с пневматическим приводом.

Для справки. 60 км в час равно 16,7 метров в секунду (60000 м:3600 сек).

4. Тормозной путь автомобиля, кроме начальной скорости торможения, зависит от множества других дополнительных факторов. Это состояние тормозов, состояние шин, наличие АБС, вид дорожного покрытия, погодные условия. Обобщающим показателем состояния шин и дорожных условий является коэффициент сцепления шин с дорогой.

По ГОСТ Р 51709-2001 коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью – это отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.

Согласно краткого автомобильного справочника (НИИАТ, 1983год) значения коэффициента сцепления при скорости 40 км в час выглядят следующим образом:

Тип покрытия Коэффициент сцепления с дорогой
Сухая поверхность Мокрая поверхность
Асфальтобетонное, цементобетонное покрытие 0,7-0,8 0,35-0,45
Щебеночное покрытие 0,6-0,7 0,3-0,4
Грунтовая дорога 0,5-0,6 0,2-0,4
Дорога, покрытая укатанным снегом 0,2-0,3 0,2-0,3
Обледенелая дорога 0,1-0,2 0,1-0,2

Измерение фактического коэффициента сцепления шин с дорогой проводят в соответствии с ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием».

More in Организация движения:

  • Лондон: оценка пешеходных ограждений 27.11.2017
  • Пешеходное ограждение: типовые нарушения пешеходами 14.11.2017
  • Москва похорошела 11.08.2017

Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. Все статьи для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.

Серия статей написана на основе Отчета по управлению скоростью от 2006 года составленного по результатам конференции представителей транспортных министерств Европы.

Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.

Содержание

Скорость и вероятность ДТП

Рассмотрим остановочный путь автомобиля. Длину остановочного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути автомобиля после нажатия на тормоз.

Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.

При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.

Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.

Читайте также:  Куда заливать жидкость для омывания лобового стекла

Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.

[box type=»info» style=»rounded»]Рассчитать длину остановочного пути и время торможения, при различных условиях (начальная скорость, время реакции, тип покрытия) можно с помощью калькулятора. На английском языке можно найти упрощенный вариант.[/box]

[box type=»info» style=»rounded»]При нормальных условиях приблизительную длину остановочного пути можно рассчитать по формуле (Скорость [км/ч] разделить на 10 и возвести в квадрат)[/box]

Скорость и частота ДТП

Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.

В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.

Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские улицы, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.

Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.

В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.

С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.

Влияние неоднородности скорости на ДТП

Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах — городских и загородных.

Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.

Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.
Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.

Влияние скорости на тяжесть ДТП

Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.

Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% — к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.

Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.

Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.

Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.

Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.

Влияние скорости на область обзора

При увеличении скорости движения область обзора водителя существенно уменьшается. Это физиологическая особенность организма человека. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.

На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.

Выводы

Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.

Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.

Читайте также:  Размер проставок для лифта нивы

Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.

Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергей Давыдов

Владелец сайта "ТрансСпот". Проектирую автомобильные дороги и развязки. Планирую и моделирую транспортные потоки. Участвую в научно-исследовательских работах (концепции развития городов, транспортный раздел). Читаю лекции по проектированию транспортных развязок (ЦНТИ Прогресс). Эксперт движения "Красивый Петербург". Консультант Института дизайна и урбанистики ИТМО. Интересуюсь всем транспортно-дорожным, в особенности безопасностью дорожного движения.

Говорят, что любых двух людей на земном шаре отделяют друг от друга не более семи рукопожатий. Если вы это читаете, то людей, о которых речь ниже, отделяют от вас всего три.

В воскресенье коллега моей мамы попала в аварию. На дороге Москва-Санкт-Петербург, в деревне Ушаки, их подрезала фура, после чего машину выкинуло на встречную полосу под другую фуру. В результате муж, он же водитель, он же единственный сын, скончался на месте, а жена, она же коллега, она же единственная дочь, лежит в реанимации, и еще неизвестно, очнется ли. Дома остались двое детей двух и пяти лет от роду. Мама к ним, возможно, еще вернется, папа же больше не придет никогда.

В чем причина этой аварии — неизвестно, я же уверен, что скорость машины играла не последнюю роль. С точки зрения физики торможение — это перевод кинетической энергии движения автомобиля в тепловую через трение в тормозных механизмах. Кинетическая энергия, как известно из школьного курса, пропорциональна квадрату скорости. Т.е. тормозной путь автомобиля тоже пропорционален квадрату скорости, и последствия столкновения тоже.

Пример. Пусть тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч составляет 30 метров. Каким будет тормозной путь при скорости 90 км/ч? 120 км/ч?

Решение. Поскольку тормозной путь пропорционален квадрату скорости, то при скорости 90 км/ч он будет больше в 90^2 / 60^2 = 8100 / 3600 = 2.25 раз и составит 30 * 2.25 = 67.5 метров. При скорости 120 км/ч тормозной путь увеличится в 120^2 / 60^2 = 14400 / 3600 = 4 раза и составит 30 * 4 = 120 метров.

Чем тормозной путь отличается от остановочного? Расстоянием, которое машина проходит за время реакции водителя. Время реакции водителя в среднем составляет 0.5 секунд. Значит за время реакции водителя машина проедет:

  • при 60 км/ч — порядка 8 метров (примерно две длины машины)
  • при 90 км/ч — порядка 12.5 метров (примерно три длины машины)
  • при 120 км/ч — порядка 17 метров (примерно четыре длины машины)

На картинке выше — результаты краш-теста БМВ, машины, получившей высший балл за безопасность пассажиров. Краш-тест проводится на скорости 64 км/ч о неподвижное препятствие с частичным перекрытием ширины машины. От машины мало что осталось, но пассажиры выжили и отделались легкими травмами. А теперь вопрос — в каком случае вероятнее избежать аварии — при скорости 60 или при скорости 90? Подсказка — смотри на длину тормозного пути и расстояние реакции водителя.

Вторая фура в случае выше, вероятно, не могла ничего сделать. Но чем меньше скорость — тем больше шансов затормозить, тем легче последствия. Если бы первая фура ехала по правилам — не пришлось бы никого обгонять. В конце концов если бы муж коллеги ехал по правилам, можно было бы уйти вправо, в кювет. Машине конец, разумеется, зато все были бы живы.

Профессиональные гонщики могут ездить на больших скоростях. У них огромный опыт вождения в экстремальных ситуациях, они чувствуют машину, как собственное тело, и все равно нам регулярно показывают по телевизору аварии на гонках. У кого из вас есть подобный спортивный опыт? Или вы думаете, что уж с вами ничего произойти не может? В следующий раз садясь за руль подумайте, что лучше — доехать до дому на полчаса позже или сыграть в русскую рулетку. В случае выигрыша станете трупом или убийцей. ПДД являются не только законом, но и инструкцией по технике безопасности. А все подобные инструкции написаны кровью.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector