Трамблер ваз 2109 фото

Среди автолюбителей трамблером называют распределитель зажигания. По-другому он также называется прерывателем. Данное устройство предназначено для соединения или коммутации с катушкой зажигания и распределения искр на каждую свечу. Существуют трамблеры для контактной системы зажигания и бесконтактной. Устроены они практически одинаково. Главные узлы устройства — прерыватель, датчик с распределителем.

На автомобилях ВАЗ-2109 трамблер оснащен датчиком Холла. Функция его — коммутация катушки контактного зажигания. Рассмотрим, что представляет собой на ВАЗ-2109 трамблер, как он устроен, для чего нужен.

Функции трамблера в системе

Главная функция данного устройства — это распределение и подача электрического импульса на коммутатор катушки зажигания. Также устройство распределяет искры на свечи в определенной последовательности.

Принцип действия

На автомобиле ВАЗ-2109 трамблер работает следующим образом:

  • высоковольтное напряжение генерируется катушкой по принципу электромагнитной индукции;
  • по высоковольтному проводу это напряжение идет на центральный контакт в крышке распределителя зажигания, который постоянно находится во взаимодействии с бегунком;
  • последний и распределяет электрический импульс по четырем контактам, каждый из которых соответствует определенной свече;
  • бегунок при работе двигателя постоянно вращается и тем самым замыкает центральный контакт с контактами каждой свечи.

Напряжение для генерации искры поступает на свечи по проводам в порядке очереди работы цилиндров – это 1-3-4-2. Двигается бегунок за счет приводного вала, соединенного с распределительным валом двигателя.

Устройство трамблера ВАЗ-2109

На этих автомобилях могут быть установлены две системы зажигания — контактная и бесконтактная. В зависимости от конкретной системы распределители могут быть разными. Отличаются они по конструкции, а функция у них одна и та же. Так, на ВАЗ-2109 трамблер может быть снащен контактами. На более современных авто — датчиками. Если зажигание контактное, тогда применяется прерыватель с бегунком. В бесконтактном зажигании бегунков нет. Здесь имеется специальный датчик. Остальные же характеристики идентичны.

Устройство трамблера с датчиком Холла

На ВАЗ-2109 производитель устанавливал распределитель бесконтактного типа, оснащенный датчиком Холла. Он четырехискровой, дополнительно оснащен центробежным и вакуумным корректором.

Кроме корректоров, устройство имеет и другие элементы, способствующие правильной работе. Так, трамблер оснащен специальным пластиковым экраном. Он необходим для защиты рабочих поверхностей механизма от попадания пыли и грязи. Бегунок, установленный на роторе распределителя, имеет постоянное сопротивление около 1 кОм. Кроме того, конструкция включает в себя упорные, а также стопорные шайбы и уплотнительные кольца. Корпус — цельный, алюминиевый.

Как работает датчик Холла и центробежный механизм

На автомобиле ВАЗ-2109 трамблер выполняет коррекцию угла опережения зажигания в процессе работы мотора. Это возможно за счет применения в конструкции центробежного устройства. Оно может воздействовать на бегунок, когда мотор резко набирает обороты. Центробежный механизм аналогичен по своей конструкции тем устройствам, что были установлены на системах зажигания контактного типа. Кроме того, прерыватель на автомобиле ВАЗ-2109 оснащен и вакуумным корректором. Когда во впускном коллекторе создается разрежение, оно затем передается по специальной трубке в камеру корректора. Там есть резиновая диафрагма. Последняя соединена с тягой, которая закреплена на пластине. Здесь и находится датчик Холла. Данный элемент позволил убрать из трамблера контактную группу и сделать работу системы зажигания более стабильной.

Читайте также:  Обвес я робот на калину

Датчик Холла вместе с этой пластиной может двигаться, регулируя тем самым момент зажигания. УОЗ при этом увеличивается или уменьшается. Это зависит от количества оборотов и от того, как интенсивно мотор их набирает.

Признаки, указывающие на неисправность

Определить, что трамблер ВАЗа-2109 с карбюратором сломался, не составит труда. Автомобиль будет дергаться при движении. При этом каких-либо других причин для такого поведения нет. Если в баке залит качественный бензин, топливный насос и карбюратор работают исправно, то в вибрациях виноват трамблер. Когда автомобиль набирает обороты, двигатель будет троить.

Также о неисправностях можно судить по мотору, который отказывается заводиться. При нажатии на педаль акселератора и росте скорости возникает детонация. Это тоже говорит о неработающем трамблере. Если значительно ухудшилась динамика, то следует проверить трамблер. При росте топлива первым делом нужно выяснить, работает ли прерыватель, и только потом крутить карбюратор.

Типичные неисправности

Среди основных и частых поломок можно выделить несколько:

  • Так, может сгореть бегунок, и из-за этого могут появиться проблемы с запуском двигателя. Мотор может запуститься, но будет тут же глохнуть.
  • Если ослабло крепление трамблера, мог нарушиться УОЗ. Это грозит трудностями при запуске, потерей мощности, неустойчивой работой двигателя на холостом ходу. Также это одна из причин повышенного расхода топлива. Для устранения подтягивают крепление ключом на 10 мм — вращают две гайки, а также один болт.

  • Еще одна популярная причина неисправности — провода трамблера (ВАЗ-2109). Они могут быть неверно подключены, либо нарушен порядок. Мотор может вовсе не запускаться или запустится, но при этом станет «чихать».
  • Окисление или разрушение контактов в крышке — это частая проблема, которая случается с распределителями зажигания для ВАЗа. Если контакты окислились, то можно попробовать восстановить их уайт-спиритом. Это одна из причин, по которой мотор троит.
  • Кроме этого, может быть пробита крышка трамблера. ВАЗ-2109 достаточно часто беспокоит своего владельца по этому поводу. Увидеть место пробоя можно очень легко. Оно хорошо заметно. Вышедшая из строя крышка может стать причиной утечек тока, вызывая различные перебои в работе мотора.
  • Еще одна проблема, связанная с крышкой, — разрушение или стирание контактного уголька в крышке. В данном случае мотор не будет запускаться. Для устранения причины меняют отдельно уголек или всю крышку. При неисправностях датчика Холла завести мотор не удастся. Если от датчика обломаны провода, результат будет таким же.

  • При неисправном вакуумном корректоре силовой агрегат не будет тянуть на подъем. Снизится мощность, а также приемистость мотора. Вакуумный регулятор выставляет угол под нагрузкой немного раньше. Одна из возможных причин — отсутствие герметичности корпуса регулятора или негерметичность шланга от карбюратора. Либо может заедать поворотная пластинка корректора. Можно попробовать устранить негерметичность. Но зачастую требуется полная замена трамблера на ВАЗ-2109. Цена вопроса — до пятисот рублей.
Читайте также:  Turtle wax clear vue glass polish

Как заменить трамблер?

Для демонтажа снимают минусовую клемму с АКБ. Затем убирают все высоковольтные провода, которые идут к крышке. Далее отключают шланг от вакуумного корректора. После этого снимают кронштейн, удерживая провода. Установка нового трамблера на ВАЗ-2109 возможна только в одном положении ротора. Это облегчает процесс. Не нужно делать никаких меток. Для монтажа нового трамблера необходимо установить устройство на его штатное место, а затем затянуть гайки, которыми он фиксируется к двигателю. На этом процедура замены завершена.

Неисправный распределитель зажигания (трамблер) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 может стать причиной целого ряда проблем в работе двигателя.

Это: невозможность запуска двигателя или его затрудненный запуск, неустойчивая работа и стремление заглохнуть на холостом ходу, заметное снижение мощности и приемистости (например, при движении на подъем), увеличение расхода топлива и пр.

Перечень наиболее распространенных неисправностей трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— ослабло крепление трамблера, из-за чего в ту или иную сторону сбился угол опережения зажигания
Сбитый угол грозит затрудненным запуском, потерей мощности, неустойчивым холостым ходом, топливной прожорливостью. Подтяните крепление трамблера рожковым или накидным ключом на 10 мм — две гайки и один болт.

— провода к крышке трамблера присоединены в неправильном порядке
Двигатель или вовсе не запускается, или запускается, но при этом «чихаем» и стреляет в карбюратор.

порядок присоединения проводов к крышке трамблера на ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «пробита» крышка трамблера
Места «пробоя» крышки обычно хорошо заметны в ходе визуального осмотра детали. Неисправная крышка дает возможность утечь части тока, что вызывает перебои в работе двигателя на разных режимах его работы от холостого хода до мощностных режимов, приемистость падает.

— окислились или разрушились контакты в крышке
Окислившиеся контакты можно зачистить и протереть уайт-спиритом. Крышку с разрушенными контактами стоит заменить. Одна из распространенных причин «троения» двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

— разрушился или стерся контактный уголек в крышке трамблера
Двигатель не запускается или пускается с трудом. Необходимо заменить уголек или крышку целиком.

— «пробит» бегунок
Очень часто, из-за «пробитого» бегунка, становится невозможно запустить двигатель или он пускается и глохнет.

— вышел из строя помехоподавительный резистор в бегунке
Те же последствия. Заменяем резистор.

— неисправен датчик Холла
В этом случае двигатель не запускается.

— обломаны провода от датчика Холла к соединительной колодке
Следует провести проверку датчика Холла.

— изношен верхний подшипник трамблера
В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет (причиной скачков также может быть также утечка тока через «пробитые» крышку и бегунок). Холостой ход не стабилен. Необходимо заменить валик с центробежным регулятором и подшипником или трамблер целиком.

— неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания
Двигатель не тянет на подъем, снижается его мощность и приемистость, так как вакуумный регулятор делает угол опережения зажигания чуть пораньше на режимах нагрузки. Возможно, не герметичен корпус вакуумного регулятора, либо идущий к нему шланг от карбюратора, заедает его поворотная пластина. Необходимо устранить не герметичность и заедание пластины либо заменой неисправных деталей, либо заменить регулятор опережения зажигания (трамблер) в сборе.

Читайте также:  Как проверить компрессор кондиционера автомобиля

— неисправен центробежный регулятор опережения зажигания
Падает мощность и приемистость двигателя. Может быть: ослабление или поломка пружин грузиков, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков. Необходимо снять трамблер и устранить причины.

Примечания и дополнения

— Помимо всего следует проверить осевой люфт валика трамблера. Он должен составлять не более 0, 35 мм. Его величина регулируется подбором шайб под центробежным регулятором. Для этого будет необходимо снять и разобрать трамблер.

— При наличии сильного замасливания в корпусе трамблера следует заменить его сальник.

Местонахождение трамблера
Располагается рядом с аккумуляторной батареей, на конце крышки головки блока цилиндров. Подробнее смотрите на фото ниже:

Когда менять трамблер?
Он выходит из строя довольно редко, чаще всего замене подлежат детали трамблера, такие как бегунок, крышка трамблера и другие. Ниже представлен список неисправностей, возникающих у двигателя при выходе из строя трамблера либо его составных частей:

  • автомобиль начинает дергаться;
  • машина попросту не заводится;
  • потеря мощности у двигателя автомобиля, машина хуже едет;
  • увеличение расхода топлива у автомобиля.

Замена трамблера (распределителя зажигания) на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Непосредственно замена

1) В начале обесточьте систему двигателя, отсоединив клему «минус» с аккумулятора. (Инструкция и порядок действий описаны в статье: «Замена аккумулятора» в первом пункте).

2) Далее отсоедините от трамблерной крышки провода высокого напряжения.

3) Снимите вакуумный шланг со штуцера вакуумного регулятора.

4) Затем полностью отверните верхнюю гайку, крепящую трамблер и держатель проводов.

5) Снимите держатель с двигателя автомобиля.

6) Руками либо отверткой отсоедините от трамблера проводную колодку.

7) Теперь отверните две оставшиеся гайки, которые в нижней части крепят трамблер: гаечным ключом открутите левую гайку трамблера.

Затем отверните правую гайку.

8) Снимите непосредственно трамблер с мотра автомобиля.

Установка:
1) В начале выверните два винта у крышки и снимите её.

2) Затем поверните бегунок строго наружным контактом напротив клемы «первого цилиндра», расположенной на крышке.

3) Установите трамблер в обратном снятию порядке.

4) Накиньте «минусовую» клемму на аккумулятор и установите начальный момент зажигания. ( Ознакомиться с процессом рекомендуем в статье: «Установка зажигания»).

Меняем крышку

1) Для начала отсоедините все высоковольтные провода от крышки.

2) Затем с помощью крестовой отвертки отверните винты, удерживающие пластмассовую крышку на распределителе.

3) Снимите крышку и замените её на новую.

Примечание!
Крышка на трамблер устанавливается лишь в одном положении. А провода высокого напряжения одеваются на крышку с порядком: 1-3-4-2. На самой крышки трамблера присутствует маркировка «1» , начинайте отсчет с нее по порядку, против часовой стрелки.

Замена бегунка:

1) Сначала снимаем крышку по инструкции, описанной выше.

2) Далее с вала снимите бегунок, потянув за него рукой.

Примечание!
Бегунок на своё место устанавливается только в одно положение, когда прорезь на валу направлена в противоположную сторону от контакта!

Дополнительные материалы
Ниже прикреплена ссылка на видеоролик с информацией по сегодняшней теме:

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector