Установка новых свечей зажигания

Вид Последствия Возможные причины Устранение
Нормальный вид
Светло-серые или жёлто-коричневые осаждения и слабая эрозия электрода.
Нормальная работа свечей Система исправна Приятных Вам поездок
Наличие отложений сажи

Перебои в искрообразовании вследствие токов утечки по поверхности изолятора, плохие пусковые качества. Несгоревшее топливо может попасть в катализатор и повредить его. Неправильное смесеобразование: слишком обогащённый состав смеси, загрязнённый воздушный фильтр, неисправность устройства холодного запуска. Чрезмерное количество поездок на короткие расстояния. Слишком высокое калильное число свечей зажигания. Корректировка состава горючей смеси и пускового устройства, проверка воздушного фильтра. Замена свечей. Замасливание

Перебои искрообразования или короткое замыкание свечей зажигания, полный выход из строя. Слишком большое количество масла в камере сгорания, слишком высокий уровень масла, сильно изношенные поршневые кольца, цилиндры и направляющие клапанов. Ремонт двигателя, регулировка горючей смеси, установка новых свечей. Сильный износ электродов

Перебои искрообразования, особенно при ускорении. Плохие пусковые качества. Наличие оказывающих разрушающее воздействие присадок в топливе и масле, неблагоприятных завихрений в камере сгорания, стук двигателя, термические перегрузки. Установка новых свечей зажигания. Оплавление электродов

Перед полным выходом из строя (повреждение двигателя) возникает потеря мощности. Термическая перегрузка как следствие калильного зажигания, например, в результате слишком раннего момента зажигания, наличие остатков продуктов сгорания в камере сгорания; неисправность клапанов, распределителя зажигания, низкое качество горючего, не соответствующая затяжка свечи зажигания. Проверка двигателя, зажигания и подготовки горючей смеси, контроль момента затяжки свечи зажигания. Замена свечей зажигания. Образование глазури В случае полной нагрузки на двигатель эти отложения сажи расплавляются и становятся электропроводными Присадки к бензину и моторному маслу вызывают отложения в виде сажи. Точная корректировка подготовки топлива, замена свечей. Оплавление центрального электрода

Перебои искрообразования, потеря мощности (повреждение двигателя). Термическая перенагрузка как следствие калильного зажигания, например, в результате слишком раннего момента зажигания, наличие остатков продуктов сгорания в камере сгорания, неисправность клапанов, распределителя зажигания, низкое качество горючего, слишком низкое калильное число, неправильный момент затяжки свечи зажигания. Проверка двигателя, зажигания, подготовки горючей смеси, моментов затяжки свечей зажигания. Замена свечей зажигания. Наличие отложений

Может привести к калильному зажиганию с потерей мощности и к повреждению двигателя. Наличие легирующих составляющих, особенно в масле, приводит к образованию нагара в камере сгорания и на свече зажигания. Проверка регулировки работы двигателя, возможно замена сорта масла, замена свечей зажигания. Трещины на конусе изолятора

Перебои искрообразования, искра "проскакивает" на участках, где отсутсвует доступ свежей горючей смеси. Механическое повреждение при установке. На начальной стадии оно часто различимо только как тонкая трещина. Вследствие отложений между центральным электродом и тепловым конусом изолятора — возможна поломка изолятора. Стук при работе двигателя. Установка новых свечей зажигания.

Правильная установка свечей зажигания

При замене изношенных свечей зажигания необходимо, чтобы:

  1. Загрязнения вокруг отверстия свечи ни в коем случае не попали в камеру сгорания.
  2. Установка свечей происходила с правильно выбранным моментом затяжки.

При слишком высоком моменте затяжки свеча может быть повреждена, а слишком низкий является причиной плохого уплотнения и теплоотвода.

Для ввинчивания свечей зажигания существует вспомогательное монтажное приспособление, но монтаж возможен и вручную. Смазка резьбы запрещена.

В зависимости от типа свечи действовать следующим образом:

  • Максимально затянуть новую свечу с уплотнительным кольцом на четверть оборота (приблизительно 90 о ) с помощью соответствующего свечного ключа.
  • Находившуюся ранее в эксплуатации свечу с уплотнительным кольцом максимально затянуть на 30 о (так как уплотнительное кольцо уже сжато).
  • Свечу с конической уплотнительной поверхностью завернуть только на 15 о .

Система зажигания бензинового мотора автомобиля состоит из ряда компонентов, но основным из них являются свечи зажигания. По большому счету, все остальные составляющие функционируют только на то, чтобы срабатывала свеча.

Задача свечи сводится всего лишь к обеспечению образования искрового заряда, который выступает катализатором воспламенения топливовоздушной смеси, подающейся в цилиндры. Но разряд этот должен проскакивать в строго определенное время, а мощность его – обеспечивать воспламенение.

Поэтому свеча является очень важным элементом. От ее работы зависит общее функционирование цилиндра мотора, быстрота и качество сгорания топлива, что в свою очередь влияет на выход мощности, а также экономичность. Чем полнее будет сгорать топливо, тем мощностный показатель – выше, а потребление бензина – ниже.

Читайте также:  Генератор на уаз буханка инжектор

Немного истории

Свечи зажигания появились вместе с бензиновым двигателем. Интересно, что общая концепция этого элемента мало изменилась с момента появления. Конечно, этот элемент постоянно дорабатывается, разрабатываются новые технологии, повышающие ее эксплуатационные показатели.

Интересно, что первые свечи, используемые на авто были разборными. Обуславливалось это тем, что особенности работы силовых установок тех лет оставляли желать лучшего, да и бензин высоким качеством не отличался. Поэтому свечи очень быстро засорялись продуктами износа. Но любой автомеханик мог снять свечу, разобрать, очистить, поставить на место, и она продолжала работать. Неразборные свечи, которые после прекращения работы просто заменялись на новые, предложил Г. Форд.

Конструкция, особенности и виды свечей зажигания

Хоть прогресс не стоит, все же на замену свечам зажигания ничего не придумали. Мало того, она за время своего существования не особо изменилась. Основными составными элементами свечи являются:

  • Центральный электрод
  • Боковой электрод
  • Корпус
  • Изолятор
  • Уплотнители

Конструкция при этом очень простая: центральный электрод помещен в керамический изолятор. Концы этого электрода выступают из изолятора – с одной стороны на него надевается контактный вывод, посредством которого электрод соединяется с высоковольтным проводом, ведущим от катушки зажигания. Второй конец этого электрода является рабочим.

Изолятор помещен внутрь металлического корпуса, с внешней стороны имеющий резьбу для вворачивания в отверстие головки блока, а также грани под ключ, что позволяет при надобности извлечь свечку. Чтобы между корпусом и изолятором не проходили выхлопные газы, используются уплотнители.

Боковой электрод приварен к корпусу. Он направлен в сторону центрального, но между ними имеется зазор.

Работает все так: центральный электрод выступает «плюсом» и на него подается напряжение от катушки, а корпус вместе с боковым электродом – «минусом», поскольку он контактирует с металлическими элементам двигателя, являющимися «массой».

При этом напряжение на центральный электрод подается не постоянно, а импульсами, которые создаются прерывателем (карбюраторные модели) или электронным блоком управления (инжекторные авто). И в момент подачи импульса между электродами проскакивает дуговой разряд – искра.

Свечи постоянно дорабатываются, причем конструкторы идут двумя путями – внесение дополнений в конструкцию и использование разных материалов для изготовления составных частей. При этом все направлено на повышение эксплуатационных показателей и ресурса.

Что касается дополнений в конструкцию, то встречаются свечи, дополнительно оборудованные:

Свеча с кольцевым электродом

Свеча с острым электродом

Свеча с резистором

  • резистором;
  • несколькими боковыми электродами;
  • одним кольцевым электродом вместо бокового;
  • С заостренными концами электродов.

Относительно материалом изготовления, то во многом они касаются только центрального электрода. Изначально его изготавливали из стали, но со временем поменяли на другие металлы и сплавы. По этому критерию встречаются свечи:

  • с медным сердечником центрального или обоих электродов;
  • иридиевые;
  • с платиновым покрытием электродов.

Признаки неисправности. Проверка свечей зажигания.

Все направлено на то, чтобы свеча смогла дольше отработать без перебоев. Но в процессе эксплуатации она все же изнашивается, а поскольку она неразборная, то в случае проблем с ней производится замена.

Признаков неработающей свечи, или функционирующей с пропусками (искра – не постоянна), не так уж и много, но они достаточно явны:

  1. плохой запуск двигателя;
  2. нестабильная работа мотора на каком-то или всех режимах;
  3. увеличение потребления топлива;
  4. снижение тяги и динамики.

Видео: Замена свечей зажигания

Если все это имеется, в первую очередь проверяется состояние свечей. Но для этого необходимо их извлечь. Хотя определить, действительно ли какой-то цилиндр не работает по вине свечи можно из без выкручивания. Все просто – на 3 цилиндрах двигатель еще сможет функционировать, хоть и с перебоями (что и происходит при одной работающей свече), а на 2 – уже нет.

Достаточно завести мотор, а далее просто поочередно снимать наконечники со свечей. Если мотор работает нестабильно, а после снятия наконечника и вовсе останавливается, значит, свеча отключенного цилиндра рабочая. Снова заводим двигатель и снимаем наконечник, но уже со следующей свечи. Если мотор остановился, повторяем процедуру. И так делаем, пока не найдем неработающую свечку, при снятии наконечника с которой мотор будет продолжать работать, хоть и с перебоями.

Проведение работ по замене свечей

Далее производим замену. Причем рекомендуется менять все свечки сразу, даже если только одна из них нерабочая. При этом из инструментов потребуется немного:

Набор ключей для замены свечей зажигания

  • свечной ключ или специальная свечная головка и воротком;
  • ветошь;
  • новый комплект свечей;
  • отвертки и ключи (не всегда).

Поскольку силовые установки автомобилей имеют разные конструктивные особенности, то имеются и свои определенные нюансы выполнения работ. Поэтому рассмотрим, как она меняется на разных машинах.

Читайте также:  Как выбить гранату с привода

1. Замена свечей зажигания на ВАЗ-2107

Видео: Замена свечей зажигания. ВАЗ 2107

Для начала рассмотрим как все делается на простом по конструкции двигателе. Примером выступит карбюраторная версия ВАЗ-2107. Итак, подготовив инструмент, можно приступать:

  1. Ставим авто на площадку, если двигатель разогрет — даем ему остыть.
  2. Свечи установлены с правой верхней стороны мотора (если стоять перед авто). К ним идут высоковольтные провода от распределителя (трамблера).
  3. Снимаем наконечник со свечи первого цилиндра, надеваем ключ на грани свечи и выкручиваем (против часовой стрелки).
  4. Куском ветоши закрываем отверстие (для предотвращения случайного попадания сора в цилиндры), но так, чтобы ее можно было извлечь.
  5. Берем новую свечку, извлекаем ветошь, вкручиваем, а затем затягиваем ключом. При этом тянуть нужно умеренно, поскольку отверстие проделано в головке, материал изготовления которой алюминий, то резьбу сорвать будет несложно. После затяжки надеваем наконечник.
  6. Переходим к следующей свече.

Ощутите разницу — старые и новая свеча зажигания.

2. Замена свечей на Лада Приора

Перейдем к более сложному по конструкции мотору. Примером выступит Лада Приора с 16-клапанной головкой блока. У этого двигателя свечки находятся в колодцах, проделанных в верхней части головки. Для каждой свечки предусмотрена своя катушка, которая надевается непосредственно на нее. Меняются они так:

  1. Ставим авто, ждем, пока мотор не остынет.
  2. Снимаем верхнюю защитную накладку мотора.
  3. Отсоединяем колодку проводов, идущую к катушке.
  4. Отворачиваем болт крепления катушки, а затем ее извлекаем.
  5. Свечной головкой с удлинителем добираем до свечи, надеваем его и выкручиваем элемент. Аккуратно извлекаем (для этого можно воспользоваться снятой катушкой). Надеваем ее на выкрученную свечку и вытаскиваем.
  6. Аккуратно опускаем новую свечку, закручиваем ее, затягиваем (умеренно), ставим на место катушку, крепим болтом, подсоединяем колодку.
  7. Аналогично меняем все последующие элементы.

3. Замена свечей на Субару

Видео: Subaru Forester SG. Замена свечей зажигания.

Сложнее всего поменять свечи с автомобилей, у которых используются моторы, имеющих особую конструкцию. Такими машинами, к примеру, являются автомобили марки Субару. На них используются оппозитные силовые установки. Поэтому добраться до свечек не так просто. Проще всего их менять, сняв мотор с авто.

Но вполне возможно, хоть и далеко не просто, поменять их, не снимая мотор, но при этом все же придется демонтировать и снимать некоторые элементы с подкапотного пространства, чтобы обеспечить хоть какой-то доступ. Также потребуется полноценный набор ключей с удлиняющими штангами и карданчиками, а также свечной головкой.

А далее – все, как указано выше. Добираемся до свечки. Надеваем на нее головку, подсоединяем штанги и карданчики, чтобы обеспечить вращательное движение. Выкручиваем старый элемент и устанавливаем новый.

За историю бензиновых двигателей внутреннего сгорания в них менялось многое, но отказаться от свечей зажигания инженеры до сих пор не смогли. Состояние свечей – один из факторов, определяющих работоспособность мотора, поэтому при большинстве проблем первая рекомендация – это осмотреть свечи зажигания и испытать в работе новый комплект.

Ресурс свечей

Современные свечи зажигания (СЗ) теоретически способны работать долго, что подтверждается опытом владельцев автомобилей с газовым оборудованием: так как газ при сгорании не дает нагара, ресурс СЗ в этом случае определяется только искровой эрозией контактов.

При работе на бензине все сложнее. Бензин состоит из предельных углеводородов и содержит в себе долю ароматических углеводородов, парафины, неорганические соединения, которые присутствуют в исходной нефти и образующиеся в процессе ректификации. В бензине есть присадки, подгоняющие октановое число под нужные требования стандарта. При сгорании такой сложной смеси образуется нагар, частично доокисляемый на электродах за счет нагрева, но это работает только при правильном подборе свечей по калильному числу и при условии отсутствия в составе бензина ряда примесей, в первую очередь железосодержащей присадки, оставляющей на электродах токопроводящий нагар, выводящий свечу из строя.

Поэтому на бензиновых моторах регулярная замена СЗ предписывается как одна из операций техобслуживания: производителем задается пробег, который свечи должны гарантированно выдержать. Для обычных свечей, таким образом, сроком замены является достижение 15-тысячного пробега, для иридиевых он может доходить до 100 тысяч.

Однако такие сроки – среднестатистические. Даже при работе исключительно на качественном бензине автомобиль, часто стоящий в пробках, проработает на одном комплекте СЗ до отказа меньше, чем автомобиль, эксплуатирующийся на трассе: во втором случае тепловая нагрузка на свечи выше, и нагар на них выжигается, в то время как при работе на холостых оборотах свечи не смогут выйти на рабочую температуру и обрастают нагаром.

Когда менять?

Неисправная СЗ не всегда сразу отказывает полностью – чаще сначала снижается энергия искры, происходят пропуски воспламенения, особенно под нагрузкой, когда давление в конце такта сжатия наибольшее и пробить искровой промежуток труднее. Отсюда и характерные симптомы:

  • увеличение вибраций на холостом ходу (троение);
  • провалы в динамике на разгоне;
  • увеличение расхода топлива;
  • в тяжелых случаях – «стрельба» из глушителя.
Читайте также:  Пыльник на шрус приора цена

С момента введения экологических норм Евро 3, системы управления впрыском получили алгоритмы определения пропусков воспламенения по моментным ускорениям коленчатого вала на рабочем ходу каждого цилиндра. Как только счетчик пропусков за определенный промежуток времени превышает заданное число, фиксируется статус ошибки для конкретного цилиндра (P0301-P0304 по стандарту OBD-II) и по мотору в целом, если это происходит более чем для половины цилиндров (P0300). Хотя эти ошибки и не указывают конкретно на свечи (перебои воспламенения могут быть и следствием неисправности системы питания), это также является показанием к осмотру СЗ.

Внешние признаки неисправности

Ещё кое-что полезное для Вас:

Однозначной замены свечи потребуют в следующих случаях:

  1. Эрозия контактов – они имеют видимые неровности, увеличен зазор между контактами.
  2. Характерный красный нагар – следствие применения ферроценовых присадок.
  3. Оплавление электродов: длительная работа на бедной смеси под нагрузкой, применение свечей с несоответствующим калильным числом.
  4. Прочный черный нагар, сухой или маслянистый: конечно, свечи можно прожечь или очистить пескоструем, но для среднестатистического автомобилиста замена проще и быстрее. Также это прямо указывает в первом случае на неисправность системы питания (постоянное переобогащение смеси), во втором – на проникновение масла в камеру сгорания.
  5. Прочный коричневый нагар на изоляторе свечи у места стыковки с юбкой (шестигранник для затяжки) указывает на негерметичность свечи: газы из цилиндра просачиваются между изолятором и юбкой, свеча теряет герметичность.
  6. Трещины на изоляторе.

Процедура замены свечей

Свечи зажигания подлежат замене только на холодном двигателе, так как алюминиевая головка расширяется с нагревом сильнее, чем стальная юбка свечи. Затянув свечи «на горячую», Вы рискуете повредить резьбу в свечном отверстии ГБЦ.

На автомобилях, где двигатели имеют два клапана на цилиндр, СЗ устанавливаются сбоку головки. Доступ к ним несложен, достаточно снять свечные колпачки. При этом важно тянуть за колпачок, так как иначе можно вырвать из него провод. Чтобы не перепутать провода, проще менять СЗ по одной.

У моторов с четырьмя и пятью клапанами на цилиндр свеча устанавливается по центру камеры сгорания, между двумя распредвалами. Это вынуждает разработчиков применять либо заглубленные в колодцы клапанной крышки наконечники, либо устанавливать на каждую свечу индивидуальные катушки зажигания.

Видео: Замена свечей зажигания

Сняв с катушек разъемы, выворачиваем болты крепления катушек и, аккуратно поддев катушки под верхнюю часть, извлекаем их из колодцев. Легко катушка выходить не должна, так как ее уплотнения создают разряжение в колодце – выйдет из него катушка с характерным звуком откупоренной бутылки. Если катушка вышла слишком легко, осмотрите вывернутую свечу на предмет следов коррозии: например, у 16-клапанных моторов Renault проникновение воды под катушку является одной из самых частых причин отказов. Так как уплотнения не поставляются как отдельная запчасть, придется заменить всю катушку в сборе.

Для выворачивания свечей используется специальная удлиненная головка с соответствующим размером (21, 16 или 14 мм). Наиболее удобны головки с магнитным фиксатором, удерживающим свечу в головке, притягивая ее контактный наконечник. В продаже есть головки с внутренним резиновым кольцом – их необходимо с силой надавливать, чтобы кольцо обжало изолятор свечи. Хуже всего обычные головки – они не дадут вытянуть СЗ из колодца, в этом случае можно использовать саму катушку зажигания, которая плотно облегает изолятор своим резиновым наконечником.

Устанавливаются свечи на восьмиклапанных моторах от руки – наживляя СЗ на резьбу пальцами, Вы сразу почувствуете, если свеча пошла не по резьбе. В этом случае нужно сразу вывернуть её и заново начать наживлять, покачивая в стороны. Если же она упорно идет не по резьбе (нитка уже повреждена), то придется обратиться на СТО.

В колодцы свечи опускаются либо в головке, либо магнитом на телескопической ручке. Нельзя давать СЗ упасть в колодец – так можно согнуть боковой электрод, если она ударится им о головку. Наживляем свечу не менее аккуратно, особенно тонкие свечи современных моторов с резьбами М12 и М10.

Усилие затяжки не должно быть большим, так как мелкую резьбу в алюминиевой головке при перетяжке можно вытянуть. Надежнее использовать динамометрический ключ (как бы ни смеялись над этим «бывалые» слесари), но, если его нет можно воспользоваться правилом тянуть свечу не более чем на 5-10 градусов от момента полного упора.

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector