Попробую ввести новую рубрику в Блоге, если понравилось ставьте лайк, можете даже вопросы в личку присылать, хотя их и так туда пишут, просто отвечал я там же… а теперь буду здесь.
И так первый вопрос взял из раллийного форума так как ресурс открытый и там я тоже ответил думаю на меня никто не обидится что на его основе я поделюсь своими размышлениями
вопрос от человека с ником
Хочу в автоспорт, хочу в ралли!
Помогите, с чего начать? Огромнейшее желание участвовать в ралли! Но не знаю с чего начать, сам молодой, всего 20 лет, неплохо разбираюсь в авто ( в техническом плане) за рулем с 14 лет, еще тогда, когда жили загородом, у отца стояла во дворе пежо 206 rc (как бы маме :D) я ё насиловал по тем дорогам как мог, отец был в шоке, поскольку сам не мог воспроизвести то, что мог я. Ну вот лежим у меня душа к автоспорту, с детства лежит, но родители не отдали меня на карт 😀 может что-нибудь да получилось… как мне быть? другого не нужно только автоспорт и только ралли! какие первые шаги мне сделать?
Мой ответ там
если хочется ездить в руле, то начать с "найти" или заработать под это денег
в руле можно начать на своей машине со спринтов и т.д.
если готов быть в автоспорте не только за рулем, то можно судить, быть механиком, штурманом… для всего стоит подучиться, но в целом почти без затрат
расшифрую подробней что я имел ввиду под и т.д. и коснусь вопроса в руле ибо меня и на этом ресурсе спрашивали много раз
сейчас с точки зрения начать свой путь в автоспорте есть такие варианты по увеличению стоимости (заранее прошу извинить если кого задену, но так мне это видется на данный момент)
1. Картинг прокатный
грубо от 400 заезд и гонка от 2000р (просто ездить во многом становится скучно, нужен соревновательный момент поэтому многие картодромы организовывают соревнования, мини гонки командные и не только)
2. Ралли спринты
500-1500 стартовый взнос за какое то количество кругов (асфальтовые покатушки порой со скоростями не выше второй передачи на площадках с конусами), в плане подготовки машины ничего не нужно
3. Ралли спринты грунтовые/зимние
цены те же НО (здесь надо понимать что во первых грунт не всегда ровный и для стандартной подвески и колес это чревато, зимой вероятность приборов в сугроб может стоить бамперов и подобное)
4. Картинг спортивный
, ну или так скажем НЕ ПРОКАТНЫЙ условно говоря по нормальным трассам россии (классы есть разные я не так силен в названиях, но по общению с коллегами бюджет сезона из 7-8 гонок в самом бюджетном классе можно уложить в 100к со своей тележкой)
5. Зачет стандарт в ралли
Пока еще не убит до конца так называемый клуб или ЧФО есть возможность ездить в стандарте по раллийным трассам (это когда в машине без спец оборудования — читайте сток вы можите ознакамливаться и ехать по перекрытой трассе раллийных спецучастков, однако есть нюанс того что на спецучасток задана норма времени и опережать или опаздывать нельзя!) Машина тоже скорей всего должна быть специальная потому как и нагрузки и лороги бывают специфические
по тому что я слышал и видел бюджет гонки 20-30Кр
(здесь очень интересная ситуация с одной стороны можно достаточно дешего ездить на стоковой машине хотя тормозов канечно с большой долей вероятности все же не хватит. Однако затем вить есть чемпионаты с регламентом на кольцах типо рхххццц или макспаверкарс которые сильно дороже делают езду ввиду техтребований монорезин и прочего) знаю людей которые туда закапывают бюджеты сопостовимые с хорошим сезоном в КР по ралли допустим ну и надо учитывать что нагрузка на машину при таком раскладе высокая и здесь как мне кажется момент когда для покатушек должна появляться отдельная машина а не так на которой в понедельник на работу)
7. Здесь где то должен быть Кросс
(я нет так осведомлен в этой дисциплине, но насколько я помню там есть очень бюджетные по тех требованиям классы)
8. КР по ралли
(врят ли можно ездить гонки сильно дешевле 100Кр за гонку, ребилд между и прочие расходы… средненький сезон из 7-8 гонок это минимум лям и то это я конечно эконом вариант считаю)
9. Предполагаю что где то здесь же ралли рейдыи их бюджетные классы
(здесь я вообще полный профан и ничего путного не скажу даж классов не особо знаю хотя слышал что в этом году кубок поло появится и в кольце))
Повествование можно продолжать дальше… но врят ли кто нибудь сразу поедет у нас в ЧР по ралли или в формулу на кольце)))
З.Ы. намерено не затрагивал ралли третьей категории – любительские… ибо все же это не ездовое соревнования в моем понимании ибо не скорость является определяющим фактором победы… по тем же причинам здесь нет дрифта
Меня тоже в детстве из-за денег родители не могли отдать в картинг, поэтому я начинал с ралли спринтов тогда это называлось чаще слалом или супер слалом. Были и асфальтовые и снежные и грунтовые и машину коцал и машину строил и т.д.
И Читайте коменты там много мнений людей которые уже начали и/или прошли определенный путь в автоспорте
ВАМ ЭТО НАДО?
Наверное, с этого вопроса и нужно начать. Автомобильный спорт, какую бы дисциплину вы не выбрали, потребует существенных затрат сил, времени и, конечно же, денег. И здесь наверняка найдутся оппоненты, утверждающие, что лучшим решением могут быть уличные гонки: финансовых затрат минимум, а уровень адреналина сопоставим. Не верьте. Это путь в никуда. Не буду повторять азбучные истины о том, что, соревнуясь на дорогах общего пользования, вы подвергаете смертельной опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Успешный исход игры в "шашки" на оживленной магистрали отнюдь не свидетельствует о вашем мастерстве вождения – как правило, вы остались целым и невредимым, во многом благодаря внимательности водителей, вовремя увидевших ваш смертоносный болид в зеркалах заднего вида. А вот прочесть фундаментальные труды по технике управления автомобилем (например, Эрнеста Сергеевича Цыганкова), а потом отработать отдельные элементы на закрытых для постороннего движения площадках весьма полезно.
Что дальше? Неплохим вариантом для следующего шага может стать прокатный картинг. Именно прокатный, так как для успешной карьеры в спортивном картинге вы, во-первых, наверняка уже преодолели рекомендованный для начала занятий возрастной ценз, во-вторых, эта "детская" дисциплина автоспорта характеризуется вполне "взрослыми" бюджетами. Сейчас работает достаточно много картодромов с интересной конфигурацией трасс, позволяющей изучить классические гоночные траектории, и с самыми современными системами хронометража, дающими возможность объективно следить за ростом своего мастерства. Кстати, хорошим подспорьем может стать и… приставка PlayStation с игрой Gran Turismo. Это подтверждает проект компании Nissan – по результатам онлайн-турнира были отобраны кандидаты для обучения в GT Academy, выпускники которой затем получили шанс участвовать в реальных гонках. Причем, в каких гонках! Достаточно упомянуть только "24 часа Ле-Мана" – легендарный марафон, в котором выпускники GT Academy не только принимали участие, но и поднимались на подиум.
А если из виртуальности вернуться в мир реальный, то не стоит забывать и о такой возможности, как трек-дни. Сейчас в России функционирует целый ряд гоночных трасс, имеющих как национальную, так и международную сертификацию. О таких автодромах, как сочинский или подмосковный Moscow Race Way, и говорить не приходится – они принимают самые крупные международные соревнования. Здесь на личном автомобиле и в условиях максимальных мер безопасности вы сможете реализовать свои амбиции и повысить мастерство. Итак, "покатавшись" на симуляторе и поносившись по серпантинам гоночных трасс, вы пришли к твердому убеждению, что автоспорт – это ваше призвание.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Сегодня многие гоночные команды с радостью готовы принять в свои ряды новобранцев. Разумеется, небескорыстно. Условия могут быть разными: от простой аренды спортивного автомобиля до полного сопровождения в течение всего гоночного сезона – и выбор схемы во многом будет определяться вашими финансовыми возможностями. Но есть пути куда более логичного и бюджетного вхождения в автоспорт. Например, участие в любительском кольцевом национальном чемпионате RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship). Вот что о нем рассказывает основатель, руководитель и активный участник серии, а по совместительству директор команды Delphi Technologies Racing Team Александр Гармаш:
"Автомобили делятся на 13 классов: от самого простого City Street, где можно выступать хоть на ВАЗовской "классике", до топовых Supercars и Unlimited, где ездят подготовленные гоночные монстры. Это сделано для уравнивания возможностей техники".
Сезон RHHCC включает восемь этапов, которые проходят на различных российских автодромах и суммарно собирает 500-600 спортсменов с обширной географией. Помимо командного, в чемпионате существует и личный зачет – Russian Time Attack Championship, в котором спортсмены соревнуются за лучшее время круга.
По сравнению с другими дисциплинами автомобильного спорта RHHCC является действительно бюджетным чемпионатом, но даже в этом случае нужно быть готовым к определенным расходам. Серийный автомобиль на гоночном кольце ваших ожиданий не оправдает. Будет крениться, не так заходить в поворот, недостаточно эффективно тормозить и т. д. Можно ограничиться обязательными улучшениями: тормозами, подвеской и шинами. Легко уложитесь в 120–150 тысяч рублей. Причем это будет полезно для управления машиной в обычных дорожных условиях. При подготовке к соревнованиям необходима и абсолютно бесплатная процедура – облегчение веса машины. Это достигается удалением пассажирских сидений, запасного колеса и прочего скарба из багажника. Мера элементарная, но эффективная, позволяющая "снять" несколько десятых секунды, а то и вовсе целые секунды с круга.
ХОТИТЕ ПРОДОЛЖЕНИЯ?
С 2013 года в России проводится Российская серия кольцевых гонок, проходящая под патронажем SMP Racing, соревнования в которой проходят в семи классах: от "Legends", требующего минимальных расходов, до "Туринга", где автомобили подготовлены по техническим требованиям Международной автомобильной федерации (FIA). И если бюджет участника класса "Legends" может ограничиться 60 тысячами за этап, то стоимость аренды "турингового" автомобиля может превосходить 400 тысяч. Но, пожалуй, самый массовый класс в структуре СМП РСКГ – это "Национальный", основными представителями которого являются автомобили LADA Kalina. Автомобильчики достаточно шустрые, а стоимость их аренды невелика (невелика, как уже было сказано выше, с точки зрения бюджетов, необходимых для занятий автоспортом). И не забудьте об экипировке! Если участие в RHHCC в этом вопросе допускает вольности, то для стартов почти во всех классах СМП РСКГ требуется весь набор экипировки с действующей омологацией FIA, включающей систему защиты головы и шеи HANS (только эта штуковина обойдется тысяч в 45). И если ваше финансовое положение позволяет дальнейшее развитие карьеры автогонщика, то СМП РСКГ для этого подойдет как нельзя лучше. Если же нет, то пока придется ограничиться доступными дисциплинами и не терять надежды на счастливый случай.
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С "ФОРМУЛОЙ-1"?
Алгоритм вхождения в "Королевские гонки" во многом стандартен: картинг "с младых ногтей", молодежные "формулы" в юном возрасте, успешное продолжение карьеры в автомобилях с открытыми колесами… И сопровождение хорошего менеджера. А еще нередко приветствуется возможность вхождения в команду "Формулы-1" с собственным бюджетом. Вот так постепенно мы подошли к вопросу о возможных спонсорах. Питать иллюзии на то, что кто-то захочет финансово поучаствовать в становлении вашей карьеры автогонщика, не стоит. В то же время нужно признать, что интерес отдельных компаний к развитию автомобильного спорта в России существует. Выше уже упоминался любительский кольцевой чемпионат RHHCC – его генеральным партнером, как и команды Delphi Technologies Racing Team, является компания Delphi Technologies, которая продолжает реализацию своей программы поддержки российского автоспорта. Вот как это комментирует Алишер Худайбердиев, директор по развитию бизнеса Delphi Technologies:
"Мы считаем, что у автоспорта в России большие перспективы. При этом очень важно оказывать поддержку именно на любительском уровне – здесь формируется первичный интерес к данному виду спорта, появляются настоящие таланты и открываются будущие звезды. Мы рады наблюдать за тем, как из года в год развивается эта ниша, как приходят новые люди, как растет количество болельщиков".
Согласитесь, что все вышесказанное звучит оптимистично. А то, что семена подобных программ попадают на благодатную почву, подтверждает Александр Гармаш:
"Сотрудничество с Delphi Technologies вывело на новый уровень программу поддержки талантливых автомобилистов. Выбирая гонки на специальных автодромах, а не на дорогах общего пользования, каждый водитель может испытать себя в качестве пилота в чемпионате RHHCC, а самые быстрые из них – получить поддержку и выступить в составе Delphi Technologies Racing Team в чемпионате и Кубке России по кольцевым гонкам – СМП РСКГ. Еще один важный момент – сотрудничество с Delphi Technologies – не ограничивается стандартным спонсорством. Это еще и значительный объем технической поддержки: автомобили нашей команды комплектуются внушительным количеством компонентов Delphi Technologies, что придает нам больше уверенности на треке".
О технической поддержке Александр упомянул не для рекламы – это очень важный момент для налаживания партнерских отношений со спонсором. Гоночная команда, получая от партнера качественные комплектующие (надежность узлов и агрегатов – важные составляющие, необходимые для победы), может таким образом закрыть значительную часть своего бюджета. Но и технический партнер, в данном случае компания Delphi Technologies, получает свои имиджевые дивиденды. В автогонках используются самые современные технологические решения, что могут предоставить лишь те компании, которые на сегодняшний день находятся на пике технического прогресса.
Гонщики – существа с другой планеты? Ничего подобного. Для того, чтобы самому стать пилотом, вам потребуется свободный уикенд, умение водить автомобиль, нормальное здоровье и несколько сотен тысяч рублей. Не нужна даже собственная машина.
Простая истина автоспорта гласит: профессиональные гонщики начинают с картинга. Действительно, для того, чтобы к взрослому возрасту дорасти до серьезных гоночных серий, набирать опыт нужно с раннего детства – а в это время путь открыт только в картинг. Конечно, бывают и исключения вроде Дэймона Хилла или Виталия Петрова, но подавляющее большинство пилотов международного уровня начали гоняться и пошли в школу практически одновременно.
Но что делать, если школа давно позади, да и к юношам относить себя все сложнее? На этом месте большинство любителей скорости тяжко вздохнет и отвернется – кажется, путь в большие гонки закрыт.
Но выход есть: взрослые поклонники автоспорта могут принять участие в полноценных кузовных соревнованиях.
В 2013 году большинство разновидностей кольцевых гонок России собраны под общей вывеской RRC. Гоночные уикенды этой серии объединяют как вполне серьезные классы вроде «Туринга», где среди прочих участвует экс-пилот международного первенства WTCC Алексей Дудукало, так и категории для начинающих спортсменов. Хорошие новости: таких категорий сразу несколько. Энтузиасту автоспорта нужно только выбрать машину по душе. Ну и скопить денег, конечно.
######Мы приводим лишь ориентировочную стоимость участия в одном этапе, без учета расходов на экипировку и получение лицензии.
Серию Legends («Легенды») можно назвать наиболее дешевой кольцевой категорией в России: по официальной версии за один этап участнику придется заплатить всего 60 тысяч рублей. В эту сумму входит и аренда автомобиля (30 тысяч), и вступительный взнос вместе с сервисом от профессиональных механиков. Еще одно преимущество для начинающих автоспортсменов – дешевая лицензия категории Е. Получение такого документа обойдется всего в 250 рублей, тогда как более престижным классам требуются продвинутые "гоночные права", цена которых составляет несколько тысяч рублей.
Купить машину в собственность можно за 822 тысячи рублей, а эксплуатационные расходы на сезон без учета тестов составят еще 465 тысяч. Немаловажная деталь: только в категории Legends пилоты имеют право отказаться от системы защиты головы и шеи HANS. На этом можно сэкономить 45 тысяч рублей.
Сами «Легенды» представляют собой 1,3-литровые прототипы, специально построенные для гонок американской компанией 600 Racing Inc. «Фишкой» этого класса является похожесть машин на классические автомобили 1930-х годов: Ford, Chevrolet и Dodge. При массе в 500 килограммов «Легенды» выдают 130 лошадиных сил, набирая сотню быстрее четырех секунд. Гонки таких «веселых» автомобилей выглядят не очень серьезно ― чем и привлекают участников. По крайней мере, эта серия честно не пытается казаться профессиональным спортом, но почувствовать вкус борьбы здесь можно.
Основной конкурент «Легенд» на поле недорогого автоспорта для дебютантов – серия МитДжет. Здешние машины также отличаются своеобразным внешним видом: автомобили отдаленно напоминают спорткары известных марок, при этом силуэты МитДжетов невозможно спутать с другими категориями. 520-килограммовые машины оснащаются 1,3-литровым мотоциклетным двигателем Yamaha, который развивает 150 лошадиных сил. Максимальная скорость – 210 километров в час.
Изначально МитДжеты появились во Франции: на родине этот класс эволюционировал настолько, что на старт выходят чемпионы мира Жак Вильнев и Себастьен Леб. В России к чемпионату относятся проще: арендовать заднеприводный МитДжет на один этап можно за 150 тысяч рублей. Если пилоту требуются тесты или дополнительные тренировочные заезды, стоимость возрастет до 200 тысяч. Покупка подержанного МитДжета обойдется в миллион рублей, а новый стоит почти полтора миллиона.
Дополнительное удорожание повлечет за собой обязательное использование системы HANS, однако износостойкая гражданская резина Yokohama компенсирует разницу. Покрышки S.Drive истираются настолько неохотно, что на сезон подчас хватает полутора комплектов: сравните с другими классами, где менять шины приходится после каждого этапа.
От любителей – к полупрофессионалам. "Национальный" – самый массовый кузовной класс в российских гонках: на старт выходит множество пилотов на разношерстной технике, а сражения на трассе подчас оказываются острее борьбы в «Туринге». Секрет популярности в относительно низкой стоимости: арендовать машину на один этап можно за 120 тысяч рублей. Если добавить расходы на обслуживание, шины и топливо, стоимость возрастет до 185 тысяч, но если вы сам себе механик, то затраты можно сократить.
Лидерами "Национального" являются многочисленные "Калины". В зависимости от настроек двигатель этого автомобиля способен развивать от 133 до 140 лошадиных сил. Заводская команда ОАО "АвтоВАЗ" готова отдать машину в аренду за 170 тысяч рублей за этап – в эту сумму входит доставка машины на трассу. Обслуживание обойдется еще в 50 тысяч. Заводской вариант, в теории, способен ездить быстрее, чем автомобили от "частников", однако высокая цена отпугивает потенциальных клиентов: на данный момент у "АвтоВАЗа" есть четыре невостребованные "Калины", подготовленные по регламенту "Национального".
На старт серии допускаются седаны и хэтчбеки российского производства с 1,6-литровым двигателем, расположенным спереди, и мощностью до 140 лошадиных сил. Максимальная скорость – до 150 километров в час. У всех машин стандартизированные тормоза, электроника и механическая коробка передач, а в серийном корпусе амортизатора разрешается устанавливать лишь нерегулируемые стойки. Модели ВАЗ-2101, 2103, 2105, 2106, 2107 и ИЖ-2126 должны быть заднеприводными, у ВАЗ-1119, 2108 – 2115, «Приор» и «Грант», напротив, привод на переднюю ось.
Формально участвовать в «Национальном» могут и Renault Logan с Renault Sandero, собираемые на мощностях ОАО «АВТОФРАМОС», но на деле эти автомобили не заявлены в стартовом листе. По слухам, в 2014 году в перечень автомобилей «Национального» класса могут добавить Volkswagen Polo седан калужской сборки – правда, будет ли он пользоваться популярностью, сказать сложно.
В классе «Туринг-Лайт» также участвуют 1,6-литровые автомобили с четырехцилиндровыми моторами и приводом на одну ось – разница в том, что здесь бал правят зарубежные марки. Двигатели разрешено делать мощнее (до 180 сил), в подвеске используются регулируемые стойки марки Ohlins, а коробка передач может быть секвентальной. На стартовой решетке можно встретить Honda Civic, Volkswagen Polo, Peugeot 206, Ford Fiesta и Citroen C2. С ними соседствует Лада Калина Спорт, подготовленная в соответствии с более либеральными техтребованиями, чем в "Национальном".
Аренда подготовленного гоночного автомобиля с предоплаченным сервисом обойдется в 200-250 тысяч рублей за этап. Как всегда, тесты и шины оплачиваются отдельно. Вступительный взнос для «Туринг-Лайта» выше, чем для «Национального»: за допуск на старт РАФ требует не 15, а 20 тысяч рублей.
Следующая ступень в кузовной иерархии ― класс «Супер-продакшн». Здесь участвуют двухлитровые машины, сопоставимые с грозным «Турингом» ― не зря предcтавители двух категорий стартуют в общем заезде, который называется «Объединенный 2000». Разница в том, что машины «Супер-продакшна» проще, дешевле и медленнее «туринговых» монстров: максимальная мощность двухлитрового мотора – до 240 сил, максимальная скорость – до 185 километров в час.
На старт обычно выходят устаревшие BMW 320, Opel Astra и Honda Civic. Арендовать машину на один этап можно за 300-350 тысяч рублей.
Вершина кузовной пирамиды: в классе «Туринг» собраны лучшие российские гонщики, сохранившие верность национальному первенству RRC. Аренда «боевого» автомобиля обойдется в 400-450 тысяч рублей, но он стоит этих денег: это самые быстрые "кузова" в отечественном чемпионате. Все автомобили подготовлены по требованиям FIA Super2000 ― зачастую здесь участвуют списанные машины из международного и европейского чемпионата. Мощность таких автомобилей достигает 300 лошадиных сил, а скорость – 200 километров в час.
Завсегдатаи российского «Туринга» ― BMW 320si и Lada Granta. Отдельная песня ― SEAT Leon Supercopa. Эти машины выгоднее с точки зрения долговременной эксплуатации: по словам участников, на «Сеатах» детали служат намного дольше, позволяя сэкономить на обслуживании. К тому же, пилоты испанской марки могут поучаствовать в двух сериях сразу: параллельно с «Турингом» очки идут в зачет SEAT Leon Supercopa, куда допущены только гонщики на одноименных автомобилях.
Долгое время основной звездой отечественного «Туринга» был Михаил Ухов, но в 2013 году на трассу выйдет еще один знаковый пилот: в RRC вернется Алексей Дудукало. Теперь участники смогут бросить вызов пилоту уровня WTCC ― в прошлые годы о таком можно было только мечтать.
Кубок Lada Granta
«Самый дорогой и неэффективный автомобиль в российских кольцевых гонках», ― так охарактеризовал Ладу Гранта Спорт двукратный чемпион страны по ралли и генеральный директор команды b-tunng Андрей Севастьянов. Действительно, при цене, сопоставимой со стоимостью "Супер-продакшна", Кубок Lada Granta предлагает участникам заведомо менее надежный автомобиль: в автоспортивной среде «Гранты» прославились частыми поломками. «Никого не интересует количество стартов, всех интересует количество финишей, ― объясняет Севастьянов. ― За те же деньги в «Туринге» вы восемь раз увидите клетчатый флаг, тогда как здесь ― только пять».
Между тем, при создании моносерии "Кубок Lada Granta", учредивший ее завод «АвтоВАЗ» постарался максимально удешевить машину по сравнению с «туринговой» версией. Например, место иностранной коробки передач Hewland занял отечественный аналог от «ТМС-Спорт», подвеску также заменили в угоду цене: на смену Ohlins пришли более доступные детали от KW. Двигатель «кубковой» машины выдает 240 лошадиных сил против 280 у варианта для «Туринга»: разница обусловлена конструкцией турбины и программным обеспечением мотора. Наконец, у топовой «Гранты» тормоза большего диаметра, а подвеска – жестче и имеет больше настроек.
В 2013 году прямые эфиры гонок Кубка Lada Granta появятся на кабельном телеканале «Авто-плюс», а также на интернет-площадке «ВАЗ-ТВ».
Фактическая стоимость аренды «кубковой» «Гранты» составляет 150 тысяч рублей за этап: сюда включены четыре шины и сто литров топлива. Дополнительные 110 тысяч придется потратить на обслуживание во время заездов, еще 120 ― страховой депозит на случай серьезной аварии. Если клиент не разобьет машину, то в общей сложности за уикенд он потратит 260 тысяч рублей.
Машину, впрочем, можно и купить: за 1,9 миллиона рублей.
В 2013 году Кубок Lada Granta поедет по собственному расписанию, лишь изредка совпадающему с графиком RRC. Так что при желании пилоты регулярного чемпионата России могут попробовать себя в эпизодических стартах на «Гранте». Важное уточнение: только моносерия «АвтоВАЗа» проведет полноценное соревнование не в центральной части России ― 6 и 7 июля гонки Кубка Lada Granta состоятся в Красноярске. Первый же этап станет гонкой поддержки чемпионата мира WTCC: заезды пройдут 8 и 9 июня на подмосковной трассе Moscow Raceway.
Гонки с открытыми колесами всегда стоят особняком ― даже если речь идет о сугубо национальном первенстве. Начать с того, что у организаторов чемпионата Формула-Россия есть всего десять машин ― и все они уже заняты. Руководитель гоночной серии Александр Ананьев намекнул, что через пару недель один из болидов все же может освободиться, но на него уже есть претенденты. Больше того: два пилота забронировали себе болиды на сезон-2014. Правда, к середине сезона в Россию привезут пять новых машин, но когда они смогут выйти на старт, пока неизвестно.
Все дело в том, что Формула-Россия ― серия для будущих профессионалов. Сюда приходят подростки, нацеленные на долгую карьеру в формульных гонках: джентльмен-драйверов здесь не жалуют. Официально стоимость аренды автомобиля держится в тайне: у каждого пилота ― индивидуальные условия. Администрация чемпионата даже помогает новым участникам найти спонсоров. Но для того, чтобы попасть в число этих счастливчиков, придется потрудиться.
Первый этап Формулы-Россия состоялся на трассе Moscow Raceway 4 и 5 мая. Никаких гонок поддержки не было: во время заезда на автодроме находилось не больше девяти автомобилей одновременно (один сломался перед началом уикенда). И все же организаторы подготовились по полной программе: девятерых пилотов опекали 130 маршалов.
В кулуарах называют сумму в 60 тысяч евро за сезон (чуть меньше двух с половиной миллионов рублей) – в пересчете на один гоночный уикенд это 10 тысяч евро (407 тысяч рублей). Тем не менее, поэтапные выступления в чемпионате не предусмотрены: желающие арендуют болид на целый сезон. В исключительных случаях ― на полгода.
В чемпионате участвуют автомобили Tatuus FA010 из итальянской Формулы-Abarth. Двигатель рабочим объемом 1,4 литра развивает 180 лошадиных сил, предельная скорость достигает 250 километров в час. Тех, кого не смутили специфические условия Формулы-Россия, предостережем: в болиде очень мало места. Так что многие "бизнес-драйверы" просто не смогут поместиться в кокпите "формулы".
Чтобы попасть в стартовый состав одной из гоночных серий, денег и желания недостаточно ― для начала придется оформить медицинскую справку о пригодности к занятиям автоспортом. Такую выписку могут сделать в физкультурном диспансере за 500 рублей. Правда, для этого придется обойти всех врачей: претендентам стоит приготовиться провести в поликлинике целый день. Через каждые три месяца справку придется обновлять ― то есть, заново проходить врачей и сдавать анализы.
С допуском от диспансера можно получить лицензию на участие в гонках категории Д. Оформление этого документа стоит 3000 рублей, но основная сложность не в этом: для статуса профессионального автогонщика функционеры федерации потребуют закончить сертифицированную школу экстремального вождения или предъявить справку от команды, которая готова зачислить кандидата в пилоты. Полные требования можно узнать на официальном сайте РАФ.
Все лицензии действуют до 31 декабря ― независимо от даты выдачи. При этом получить «гоночные права» можно с 16 лет: главное, чтобы претенденту исполнилось 16 к 1 января 2013 года.
Правила RRC допускают не только закрытые, но и открытые шлемы, больше знакомые любителям ралли, чем "кольца". В таких "касках" не так жарко, но и риск травмы в случае столкновения заметно увеличивается.
Следующий этап ― покупка экипировки. По регламенту RRC каждый участник обязан носить шлем, огнеупорный комбинезон, подшлемник и перчатки ― новый комплект сносного качества обойдется в 40 тысяч рублей. Если правильно ухаживать за вещами из негорючего номекса, то они прослужат около двух лет. Особо экономные могут взять экипировку в аренду, но такой вариант подойдет только на пару гонок: при долговременном участии в соревнованиях пилоту неизбежно захочется примерить более удобный комбинезон или подобрать собственный шлем.