Момент затяжки болтов гбц лада гранта

Обзор двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта Лифтбек

Двигатель ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта Лифтбек — рабочим объемом 1,6 л, восьмиклапанный, создан на базе двигателя ВАЗ-2111. Он имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал.

Диаметр цилиндров оставлен прежний — 82 мм, ход поршня увеличен до 75,6 мм в отличие от 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки.

Рис.12. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта объемом 1,6 л.

1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — поддон картера двигателя 3 коленчатый вал; 4 масляный фильтр; 5 — каталитический коллектор; 6 — насос охлаждающей жидкости; 7 — поршень; 8 — датчик концентрации кислорода; 9 — прокладка впускного трубопровода и выпускного коллектора; 10 — впускной трубопровод; 11 — форсунка; 12 — диагностический штуцер топливной рампы; 13 ресивер; 14 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 15 — крышка головки блока цилиндров; 16 — корпус подшипников распределительных валов; 17 — распределительный вал; 18 — шланг системы вентиляции картера; 19 — толкатель клапана; 20 — головка блока цилиндров; 21 болт крепления головки к блоку цилиндров; 22 — клапан; 23 — свеча; 24
— прокладка головки блока цилиндров; 25 — верхнее компрессионное кольцо; 26 — нижнее компрессионное кольцо; 27 — маслосъемное кольцо; 28 — поршневой палец; 29 — штуцер для установки указателя уровня масла; 30 — шатун; 31 маховик; 32 блок цилиндров; 33 прокладка поддона картера; 34 — указатель уровня масла; 35 — маслозаборник

В головке блока цилиндров двигателя Лада Гранта Лифтбек ВАЗ-2190 находятся один распределительный вал, восемь клапанов и восемь толкателей клапанов с регулировочными шайбами. Опоры распределительного вала выполнены в головке.

К верхней плоскости головки болтами крепятся два корпуса подшипников распределительного вала. Сверху газораспределительный механизм закрыт крышкой с маслозаливной горловиной.

В заглушке головки блока цилиндров установлен датчик положения распределительного вала, а на заднем конце вала установлен штифт, предназначенный для определения датчиком положения вала.

Привод распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом.

Снятие и установка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21116 автомобиля Лада Гранта Лифтбек

Работы по снятию головки блока цилиндров Лада Гранта:

— Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость.

— Снимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей.

— Снимаем крышку головки блока цилиндров.

— Снимаем шкив распределительного вала.

— Болты крепления головки блока доступны при установленном распредвале, но необходим торцовый ключ со специальной головкой.

— Головку блока цилиндров Лада Гранта ВАЗ-2190 можно снять в сборе с ресивером и выпускным коллектором. Но если головку снимают для ее ремонта, то ее лучше предварительно разобрать.

— Снимая корпус термостата со шпилек головки блока цилиндров.

— Отворачиваем гайку и болт верхнего крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

— Равномерно, в несколько приемов, отворачиваем 10 болтов крепления головки блока цилиндров.

— Немного оттянув в сторону заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем головку блока цилиндров.

— Снимаем прокладку головки блока цилиндров и вынимаем две направляющие втулки из посадочных мест.

Работы по установке головки блока цилиндров Лада Гранта ВАЗ-2190:

— Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.

— Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.

— Отчищаем привалочные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, обезжириваем плоскости растворителем.

— При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается.

— Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров.

— Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.

— Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся того, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие отверстия головки.

Читайте также:  Ремень генератора уаз патриот

— Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров двигателя Лада Гранта Лифтбек допускается только в том случае, если их длина не превышает 135,5мм.

— Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 135,5 мм заменяем.

— Перед заворачиванием окунаем резьбовую часть болтов в моторное масло, после чего даем маслу стечь, выждав около получаса.

— Устанавливаем в отверстия головки болты с шайбами.

Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в четыре приема:

— затягиваем болты моментом 20 Нм (2 кг/см);

— затягиваем болты моментом 69,4 — 85,7 Н-м (7,1 — 8,7 кг/см);

— доворачиваем болты на 90°;

— еще раз доворачиваем болты на 90°.

Дальнейшую сборку выполняем в последовательности, обратной снятию.

Рис.13. Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров Лада Гранта

Регулировка зазоров клапанов двигателя Лада Гранта ВАЗ-2190

Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и толкателем клапана необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15—0,25 мм, а для выпускных клапанов — 0,30-0,40 мм.

Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху. Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы. Размер шайбы нанесен на ее нерабочей поверхности.

Проверку и регулировку зазоров выполняют только на холодном двигателе (при температуре около +20 С).

Работы по регулировке зазоров клапанов двигателя Лада Гранта Лифтбек:

— Снимаем крышку головки блока цилиндров.

— Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ.

— Удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.

— Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов Лада Гранта ВАЗ-2190 на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров.

Существует несколько способов регулировки зазоров. Они отличаются порядком измерения зазоров у клапанов. В любом случае зазоры проверяются только при закрытых клапанах (их толкатели не поджаты кулачками распределительного вала).

Если определить положение клапанов затруднительно, следует придерживаться приведенного ниже способа.

— Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение БМТ такта сжатия.

— Коленчатый вал двигателя Лада Гранта можно вращать накидным ключом на 17 мм за болт крепления его шкива или большой шлицевой отверткой за зубья маховика. Для этого следует снять нижнюю крышку картера сцепления.

— Повернув вал из положения БМТ на угол 40—50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), щупами соответствующих толщин определяем зазоры в приводе 1 и 3 клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала).

— Щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя.

— Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.

— Пинцетом извлекаем регулировочную шайбу.

— По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.

Рассчитываем зазор клапана Лада Гранта новой регулировочной шайбы по формуле:

— для впускных клапанов Z — Y + X — 0,2 мм;

— для выпускных клапанов Z — Y + X — 0,3 мм;

где Z — расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y — толщина снятой шайбы; X — зазор, определенный по щупу.

— Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка к расчетной (+ 0,05 мм).

— Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).

— Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фиксатор.

— Соблюдая последовательность, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.

— Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке.

Снятие и разборка головки блока цилиндров

Головку блока цилиндров снимаем для ее ремонта или замены, замены уплотнительной прокладки головки, при демонтаже ШПГ, а также при полной разборке двигателя.
Работу выполняем на эстакаде или смотровой канаве.
Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Снять головку блока цилиндров можно двумя способами: в сборе с впускной трубой, топливной рампой и катколлектором системы выпуска отработавших газов или предварительно демонтировав эти детали. Показываем второй способ снятия головки блока цилиндров.
Демонтируем впускную трубу (см. «Снятие впускной трубы») и катколлектор (см. «Снятие катколлектора»).
Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания (см. «Проверка состояния и замена свечей зажигания»).
Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов газораспределительного механизма»).
Снимаем заднюю крышку привода ГРМ (см. «Замена сальника распределительного вала»).
Отсоединяем колодки жгута проводов от датчиков температуры охлаждающей жидкости (см. «Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости») и сигнализатора недостаточного давления масла (см. «Замена датчика сигнализатора недостаточного давления масла»).

Читайте также:  Как прокачать тормоза на ваз своими руками

Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечника «массового» провода к корпусу термостата системы охлаждения…

…и снимаем наконечник провода со шпильки.

Высокой головкой «на 13» отворачиваем две гайки креплении корпуса термостата…

…и снимаем корпус термостата со шпилек головки блока цилиндров, не отсоединяя от патрубков корпуса и крышки термостата шланги системы охлаждения.

Соединение корпуса термостата с головкой блока цилиндров уплотняется прокладкой.

Головкой Е-14 отворачиваем десять винтов крепления головки блока цилиндров.

Вынимаем винты с шайбами.

Снимаем головку блока цилиндров.
При демонтаже головки блока цилиндров в сборе с впускной трубой, топливной рампой и катколлектором снимаем ресивер (см. «Снятие ресивера») и датчики концентрации кислорода (см. «Снятие датчиков концентрации кислорода»); отсоединяем от трубки топливной рампы наконечник шланга подвода топлива, а от колодки жгута проводов форсунок – колодку жгута проводов системы управления двигателем (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»); отсоединяем фланец трубы дополнительного глушителя от фланца катколлектора (см. «Снятие дополнительного глушителя»).
Другие операции по демонтажу головки блока цилиндров аналогичны операциям при снятии головки без впускной трубы, топливной рампы и катколлектора.
Вынув винты крепления головки блока цилиндров…

…максимально приподнимаем головку в сборе с впускной трубой и катколлектором (снимать головку следует с помощником)…

…и, наклонив, выводим ее из моторного отсека вперед.

Снимаем прокладку головки блока цилиндров.
При необходимости разборки головки блока цилиндров для ее ремонта или замены демонтируем топливную рампу с форсунками, впускную трубу, катколлектор и распределительный вал.
Помечаем толкатели клапанов (чтобы при последующей сборке они были установлены на прежние места)…

…и вынимаем толкатели в сборе с регулировочными шайбами из гнезд головки блока цилиндров.
Перед снятием клапанов…

…чертилкой по металлу наносим метки на их тарелки.

При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).
Рассухариваем клапан и снимаем тарелку пружины, наружную и внутреннюю пружины, опорную шайбу (см. «Замена маслоотражательных колпачков клапанов»).

Вынимаем клапан из направляющей втулки.
Аналогично демонтируем другие клапаны. Снимаем маслоотражательные колпачки с направляющих втулок клапанов. Очищаем клапаны от нагара, осматриваем клапаны и их седла в головке блока цилиндров. На тарелке клапана не должно быть трещин, а его стержень не должен иметь деформации. На рабочих фасках клапана и седла не допускается наличие сильного износа и повреждений: глубоких рисок, раковин, следов прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске клапана и седла можно вывести притиркой клапана к седлу. Для грубой оценки зазора между стержнем клапана и его направляющей втулкой в головке блока цилиндров вставляем клапан в отверстие втулки не до конца (не доведя тарелку клапана до седла на расстояние около 10 мм). Покачиваем клапан за тарелку в радиальном направлении. При ощущении значительного люфта (больше 0,15 мм) в соединении заменяем клапан новым. Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, то необходимо заменить направляющую втулку (на специализированном сервисе). Дефектные клапаны заменяем новыми. При значительном повреждении седла клапана в головке блока цилиндров следует устранить дефекты шлифованием в специализированном сервисе или заменить головку блока цилиндров. Перед сборкой головки блока цилиндров металлической щеткой удаляем нагар с поверхности камер сгорания. Промываем головку блока цилиндров керосином и продуваем ее каналы сжатым воздухом.
Сборку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Устанавливаем новые маслоотражательные колпачки на направляющие втулки клапанов. Перед установкой клапанов наносим на их стержни моторное масло. Очищаем привалочную поверхность блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров под винты крепления головки масло и охлаждающую жидкость.

Читайте также:  После чистки форсунок плохо заводится

Проверяем состояние двух центрирующих втулок головки блока, установленных в отверстиях блока цилиндров.
Втулки не должны быть деформированы. Устанавливаем новую прокладку и головку блока цилиндров. Винты крепления головки блока цилиндров затягиваем в указанной последовательности в три приема: – первый прием – затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м); – второй прием – доворот винтов на 90°; – третий прием – доворот винтов на 90°.

Последовательность затяжки винтов крепления головки блока цилиндров.
Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 95,0 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.
Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.

ВАЗ 11113

Момент затяжки,
Н’М (КГС’М)

Гайка крепления крышки головки цилиндров

Винты крепления головки блока цилиндров

Гайка крепления впускной трубы

Гайка крепления натяжного ролика

Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала

Болт крепления шкива распределительного вала

Винт крепления корпуса вспомогательных агрегатов

Гайка крепления отводящего патрубка рубашки охлаждения

Болт крепления крышек коренных подшипников

Болт крепления масляного картера

Гайка крепления держателя заднего сальника

Болт крепления держателя заднего сальника

Болт крепления шестерни уравновешивающего вала

Гайка крепления крышки шатуна

Болт крепления маховика

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

Болт крепления шкива коленчатого вала

Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости

Гайка крепления приемной трубы глушителя

Болты крепления кронштейнов передней и задних опор силового агрегата

Гайки болтов крепления опор силового агрегата

Гайки крепления кронштейна левой опоры силового агрегата

Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника

Болт крепления маслоприемника к насосу

Болт крепления масляного насоса

Винт крепления корпуса масляного насоса

Пробка редукционного клапана масляного насоса

Винт крепления проставки масляного фильтра

Штуцер масляного фильтра

Гайка крепления карбюратора

Гайка крепления съемной трубы к подрамнику

Болт крепления подрамника к кузову

Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя

Болт крепления крышки картера сцепления

Гайка крепления картера сцепления к картеру коробки

Болт крепления сцепления к маховику

Винт крепления шарнира на штоке выбора передач

Болт крепления механизма выбора передач

Гайка крепления хомута тяги привода переключения передач

Гайка первичного и вторичного валов

Выключатель фонаря заднего хода

Винт крепления вилки включения передач к штоку

Гайка крепления реактивной тяги к силовому агоегату

Болт крепления привода спидометра

Гайка крепления обоймы шаровой опоры

Болт крепления оси рычага выбора передач

Гайка крепления задней крышки картера

Крепление рычага выбора передач на штоке

Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления

Опора вилки выключения сцепления

Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления

Гайка крепления верхней опоры к кузову

Гайка крепления шаровой опоры к рычагу подвески

Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку

Гайка крепления рычага к подрамнику

Гайка крепления растяжки к рычагу

Гайка корпуса телескопической стойки

Гайка крепления растяжки к подрамнику

Гайка крепления стабилизатора к рычагу

Гайка крепления стабилизатора к подрамнику

Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре

Гайка крепления стойки к поворотному кулаку

Болт креппения поворотного рычага к кулаку

Гайка подшипника ступицы переднего колеса

Гайка крепления нижнего конца амортизатора

Гайка крепления рычага задней подвески

Гайка крепления левого кронштейна рычага подвески к кузову

Гайка крепления штока амортизатора

Гайка крепления колеса

Болт крепления оси колеса к рычагу подвески

Гайка хомута крепления картера рулевого механизма

Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления

Болт крепления вала рулевого управления к шестерне

Гайка крепления рулевого колеса

Контргайка наружного наконечника тяги рулевого привода

Гайка крепления опоры рулевого механизма к подрамнику

Гайка шарового пальца рулевой тяги

Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку

Болт крепления суппорта к направляющему папьцу

Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю

Гайка крепления вакуумного усилителя к передней панепи

Болт крепления заднего колесного цилиндра к щиту тормоза

Гайка крепления регулятора давления к кузову

Также вам могут быть интересны эти заметки...

Adblock detector