Можно ли применять отмененные госты

Уже в ближайшие дни действующую систему сертификации товаров и услуг в Российской Федерации ждут глобальные изменения. 25 ноября вступает в силу Приказ Минпромторга РФ от 22 сентября 2016 г. № 3358 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 и от 22 апреля 2002 г. № 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 г. № 1721», который признает более не применимыми ряд нормативно-правовых актов, которые до этого дня составляли основу порядка сертификации в России.

Упраздняемая система сертификации

Система сертификации товаров и услуг, которая будет действовать еще несколько дней, была введена в действие Постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р». Она устанавливала порядок осуществления процедур по сертификации, требования к сертифицируемой продукции и иные компоненты системы. При этом ее основной задачей было регулирование комплекса мер по обязательной оценке продукции, однако в тексте документа также упоминалось, что приведенные в нем принципы и правила могут быть применены также в контексте добровольных процедур, в которых производители вольны принимать участие по собственному желанию.

Указанный документ распространял свое действие на большую часть товаров и услуг, производимых в Российской Федерации и за ее пределами — иначе говоря, он определял порядок сертификации как отечественных, так и импортных товаров, который характеризовался необходимостью прохождения одних и тех же процедур. В частности, документ касался следующих категорий продукции:

  • товары, используемые населением для удовлетворения собственных повседневных бытовых потребностей;
  • товары, предназначенные для удовлетворения потребностей производства, включая машины, оборудование, инструменты и прочие категории;
  • строительные материалы и инструменты, применяемые для осуществления строительных работ;
  • все виды услуг, подлежащих обязательной сертификации, включая как услуги, используемые на производстве, так и услуги, оказываемые гражданам;
  • все виды систем менеджмента качества, действующие на территории Российской Федерации;
  • все виды производств, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат прохождению процедуры сертификации.

Получить сертификат системы ГОСТ Р в добровольном порядке мог любой производитель, однако для ряда товаров и услуг действующее законодательство предусматривало обязательность такой процедуры. Так, перечень указанных видов продукции и работ определялся Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». При этом примечательно, что список сертифицируемых товаров действовал все это время и оставался достаточно обширным, однако в рассматриваемом документе полностью отсутствовал раздел, посвященный аналогичному списку работ и услуг.

Порядок отмены системы ГОСТ Р

Приказ № 3358, которое признает более не применимыми положения системы ГОСТ Р, был издан Министерством промышленности и торговли РФ 22 сентября 2016 года. 11 ноября текущего года он был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, и через 14 дней с этого момента вступит в полную силу. Таким образом, нормативно-правовые акты, подлежащие отмене в связи с принятием этого документа, перестанут быть актуальными 25 ноября текущего года.

Последствия отмены системы сертификации

На сегодняшний день ни одно из уполномоченных ведомств пока не выступило с инициативой о предложении документа, который будет регулировать данную отрасль взамен отменяемых нормативно-правовых актов. Таким образом, на данный момент основным законом, который упорядочивает взаимоотношения контрагентов в этой области, является Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Вместе с тем, эксперты полагают, что на смену действовавшей системе обязательной сертификации в России может прийти комплекс мер по добровольному подтверждению качества продукции. Так или иначе, этот вопрос сейчас активно обсуждается заинтересованными ведомствами. Так, в 2017 году этот в проект в пилотном режиме планируется запустить в отношении нескольких определенных отраслей, а к 2018 году создать все условия для реализации системы добровольной сертификации в России в полном объеме.

Система государственных стандартов в СССР создавалась десятилетиями высококвалифицированными специалистами сотен советских НИИ, а затем годами тестировалась и корректировалась

0чень важную проблему поднял в ФБ аналитик Дмитрий Милин:

«За словами «со времён покоренья Крыма» многие пропустили конкретное и страшное по своей разрушительной силе поручение Путина: «Надо пойти на более радикальные шаги. Давайте, действительно, подведём черту и с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные региональные приказы, письма и инструкции».

Таким образом наш президент просто решил отменить всю систему технического регулирования и контроля, которая создавалась десятилетиями (а по некоторым направлениям и столетиями) квалифицированными специалистами.

Читайте также:  Какие российские автомобили оцинкованные

В СССР это была система ГОСТов, которая описывала сотни тысяч параметров и методов их контроля. Да, возможно, часть из гостовских положений процентов 10-20 и устарела, но основной массив документов — вневременной и описывает всю нашу жизнь начиная от напряжения 220 вольт и 50 герц до правил обращения с ядовитыми и радиоактивными веществами.

Эта система создавалась десятилетиями высококвалифицированными специалистами сотен советских НИИ, а потом годами тестировалась и корректировалась. Общий объем работ (с учетом того, что часть ГОСТов это переведенные нормативные документы других стран) миллионы человеко-лет работы серьезных высококвалифицированных специалистов. Миллион человеко-лет это труд 100 000 специалистов из всех отраслей человеческой деятельности в течение 10 лет или 10 000 человек в течение 100 лет.

И вот весь этот массив человеческого знания и опыта Путин собрался отменить с 1 января 2021 года в надежде на то, что безграмотные троечники, которыми является большинство российских чиновников за 2 года перепишут ВСЁ.

Вспомните как в 1990-е, когда отменили обязательность советских ГОСТов и разрешили применять ОСТы, драматически сократилось количество мяса в «тушенке». Так вот после переписывания всего массива технического регулирования может оказаться, что в электрической розетке драматически не хватает вольт относительно ожидаемых вами и вашей бытовой техникой, а контейнер с ядерными или токсичными отходами «временно» стоит в вашем дворе рядом с детской площадкой по причине того, бездарные и неквалифицированные российские чиновники неправильно переписали нормативные документы.

Для России было бы разумным взять европейские нормы регулирования целиком, путем перевода их на русский язык, но мне кажется, что девиз «слабоумие и отвага» наших властей не позволит им поступить умно и у них все опять получится «как всегда». »

Комментируя этот пост, кто-то, как, например, Игорь Кузник пытался возразить автору:

« Все не так просто. вы даже не представляете, каким тормозом может быть наличие обязательного ГОСТа, напомню что был ГОСТ на туалетную бумагу и производитель не мог ее сделать лучше, только по ГОСТу. Техническое регулирование не должно мешать развитию технологий и товаров. »

« Все должно разумно применяться. Отсутствие стандартов — это катастрофа!»

С ним были солидарны другие блогеры.

« Просто все эти нормы должны порождаться не государством, а добровольными профессиональными ассоциациями. Придерживаться норм — это залог репутации компании. А если эти нормы отдаются на откуп чиновнику, то единственное, что интересует чиновника — отчитаться о новых введенных нормах, так как от этого зависят их премии. В итоге у нас в любой отрасли деятельности вводятся, переделываются,. отменяются миллионы (да, уже теперь миллионы) норм, регламентов, стандартов — никакой европейской бюрократии и не снилось. Хватит государству лезть в свободный рынок. Рука государства лишь стимул для неуклонного роста коррупции — он ничем не сдерживается . »

« Я тоже не понимаю, зачем порох выдумывать? Взять стандарты экономически успешных стран и применять их. Они двадцать лет мало чего делали, а тут хотят рывком и скачком вырваться вперед. Только не с их мощами чудеса творить. »

Дмитрий Ермишин решил, что ГОСТы придумали именно в СССР:

« ISO и ГОСТ сильно перекрываются, по отдельным направлениям чуть не полностью, с ГОСТа сдули. Теперь обратно начнем. »

«Это ГОСТы сдували. И правильно делали!»

А своеобразный итог дискуссии подвел Алексей Потапов:

« Старо как мир: не можешь придумать сам, скопируй опыт с успешной страны. Но нет это не наш путь, мы идём своим — изобретаем велосипеды и духовные скрепы. Если хотим произвести впечатление на соседей, покажем мультики про ракеты. »

Впрочем, наличие ГОСТов в такой чудесной стране, как Россия, ровным счетом ничего не гарантирует, так что, возможно, нечего и копья ломать. Именно об этом написал в своем комментарии Sergey Kulikov:

« По факту многие нормы и правила и так не действуют. Участок моего дома на Николиной горе, заканчивается аккурат за 200 метров до берега Москвы-реки, которая в этом месте выглядит как ручеёк почти, вброд легко переходится. Это — минимальное расстояние до водоохранной зоны по действующим нормам. Так вот несколько лет назад появился дом и участок за нашим домом, ограда которого заканчивается метров за 10 до реки (хоть эту полоску оставили, могли и берег прихватить), который, очевидно, построен незаконно. Я когда увидел, даже полез проверить не изменилось ли законодательство. Не изменилось. А дом — стоит. Ещё, у меня постоянно срабатывала защитная батарея для компов. При проверке вольтметром оказывалось, что напряжение сети бывает 180-190 вольт, вместо положенных по ГОСТу 220-ти, которое по тому же ГОСТу не может быть ниже 200 вольт! Пока я не поднял скандал — так и было. Потом ко мне приезжало местное электрическое начальство и уговаривало меня не писать в инстанции, и перекинули другую фазу от ближайшего столба на мой дом, которая давала 200-220 вольт. По ГОСТу. А всё ведь просто, и понятно откуда это — большое количество подключений незаконны (как и тот дом за нашим участком). И делают эти незаконные подключения сами энергетики местные. Эти подключения нигде не зафиксированы, и оплачиваются чёрным налом.

Читайте также:  Как притирать новые клапана

Примерно по этой же схеме семейка Арашуковых (недавно арестованного сенатора) украла у Газпрома газ на 30 ярдов. А ведь это «элитный» район! До путинской резиденции — всего несколько километров! Что уж говорить о глубинке? ..»

Краткая история отказа России от системы госстандартов

Реформы в России часто идут не столь успешно, как этого хотелось бы чиновникам. Громкие цели и почти всякое отсутствие результата — таково, к примеру, краткое содержание реформы системы ГОСТов, которая стартовала еще в 2002 году. Администрация президента Дмитрия Медведева, отчаявшись, предлагает просто скопировать все лучшее у соседей. В противном случае реформирование системы ГОСТов в России затянется даже не на годы и десятилетия, а на столетия.

Название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), созданного в 2003 году, в текущем, 2009 году чаще звучало не в связи с реформой ГОСТов, а в связи с делом о мошенничестве. В Дорогомиловском суде Москвы слушалось дело о попытке продажи должности руководителя Ростехрегулирования. Мошенники предлагали московскому бизнесмену, который проходил по делу потерпевшим, купить вожделенную должность за 17 миллионов рублей. Все это время "вакантную" должность занимал Григорий Элькин — он, естественно, знать не знал, что его креслом торгуют.

Впрочем, кресло это действительно может оказаться вакантным, либо вовсе исчезнуть. В ноябре президент России Дмитрий Медведев выразил недовольство по поводу работы Ростехрегулирования, заявив, что это ведомство стоило бы распустить. Причиной столь резкого высказывания стала ситуация с законом "О техрегулировании" — основным документом, регулирующим реформу ГОСТов в России. Медведев полагает, что необходимо "предложить радикальные меры по изменению правил, касающихся издания норм технического регулирования", и даже не исключает, что для решения проблемы может потребоваться отмена закона. "Здесь беда какая-то", — констатировал президент. Лучше и не скажешь.

Бедовая реформа

Ростехрегулирование — это бывший Госстандарт, сменивший вывеску в начале 2000-х совсем не зря. Дело в том, что федеральное агентство разрабатывает государственные стандарты — ГОСТы (вернее — национальные стандарты, но об этом ниже), без которых в России нельзя ни строить, ни заворачивать консервы, ни рубить мясо. ГОСТов в России (так называемых ГОСТ Р) — десятки тысяч, и агентство утверждает по доброй сотне новых ежемесячно. Между тем, систему ГОСТов в России планировали заменить техническими регламентами еще в 2002 году, когда и был принят новый закон о техническом регулировании.

Предполагалось, что закон заменит 170 тысяч существовавших на тот момент ГОСТов несколькими сотнями техрегламентов — обязательных, но регулирующих лишь минимальные требования к безопасности товаров. Однако национальные стандарты, большинство из которых были приняты еще в СССР, закон "О техрегулировании" не отменил, оставив на переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) их обязательными к исполнению.

Освобождение предприятий от устаревших стандартов должно было сделать их более конкурентоспособными. Не вышло.

В законе "О техрегулировании" было указано, что производители могут декларировать соответствие своей продукции стандартам без обязательной сертификации. Однако до 78 процентов всех производимых в России товаров до сих пор подлежат обязательной сертификации. Ежегодно перечень продукции, подлежащей как сертификации, так и декларированию, ежегодно готовит Минпромэнерго и утверждает правительство. Непосредственно сертификацией занимается обширная сеть в системе ГОСТов — аккредитованные Ростехрегулированием 1100 органов по сертификации и 2500 испытательных лабораторий.

Сейчас правительство раздумывает сократить эту долю до 54 процентов, заменив остальное добровольной для компаний декларацией соответствия. Стремиться действительно есть к чему. В Евросоюзе доля сертифицируемой продукции составляет 15 процентов.

Против закона "О техрегулировании", в частности, резко выступили как само Ростехрегулирование, так и строительные организации, потребовавшие отмены закона. В 2007 году Госдума внесла в закон поправки, воскресившие ГОСТы. С тех пор Ростехрегулирование и вся система стандартизации начала восстанавливать свои позиции, хотя и техрегламенты никуда не исчезли (переход на техрегламенты, к примеру, одно из требований ВТО к будущим участникам).

Читайте также:  Сорвал грани болта как открутить

В апреле 2008 года глава Ростехрегулирования Григорий Элькин заявил о намерении разработать проект закона "О стандартизации", регламентирующего порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Газета "Коммерсант" сочла это окончательным провалом реформы техрегулирования и возвратом к советской модели ГОСТов.

Уже летом 2008 года замглавы Ростехрегулирования Сергей Пугачев в интервью газете "Время новостей" утверждал, что в техрегламентах выделены обязательные требования, которые необходимо соблюдать, и не более того. А как их достигать и проверять результаты — отражается в нормативных документах более низкого уровня, то есть в ГОСТах. "Я хочу сказать о том, что техрегламент … не самодостаточный документ. Он все равно должен работать в окружении стандартов, о которых мы говорим. Он не заменит эти стандарты", — пояснил тогда Пугачев.

С введением техстандартов отпала бы необходимость в обязательном получении сертификатов соответствия продукции. Это, по мнению Сергея Пугачева, на практике бы привело к "отказу от проверки продукции компетентными независимыми организациями до ее выпуска в обращение". Техстандартам же должен соответствовать лишь итоговый продукт.

Короче говоря, реформа ГОСТов забуксовала. С 2002 по 2008 год были приняты всего два техрегламента, "О безопасности выбросов автотранспорта" и "О требованиях к бензинам", хотя на разработку техрегламентов было выделено 500 миллионов рублей (параллельно, правда, было принято 2 тысячи новых стандартов). В 2008 и 2009 годах ситуация несколько улучшилась — на сегодня в России действует 11 регламентов. Всего же нужно принять около 600 технических регламентов. Не сложно подсчитать, что даже если принимать их по 6 штук в год, то на полный переход от ГОСТов к техрегламентам уйдет 100 лет, учитывая, что их должна одобрять Госдума.

Ростехрегулированию отчасти и самому выгодно сохранение системы стандартов, которая позволяет агентству вполне официально торговать документами, хотя бы и через ФГУП "Стандартинформ". Проблема в том, что разработка стандартов на данный момент является основной функцией агентства, а не дополнительными услугами, чтобы на них можно было подрабатывать. Впрочем, заставить Ростехрегулирование отказаться от прибыльного бизнеса никто пока так и не смог.

Перезагрузка

По словам замглавы Ростехрегулирования Сергея Пугачева, летом 2008 года для того, чтобы "молочный продукт дошел до прилавка, у нас задействовано 503 стандарта, начиная с требований к кормам, удобрениям, ветеринарным препаратам и так далее, включая 188 стандартов на молочную продукцию" ("Время новостей").

В декабре Дмитрий Медведев вновь потребовал от правительства активизировать работу по принятию техрегламентов. "Законопроект ("О техрегулировании" – прим "Лента.Ру") оказался нежизнеспособным, и задача ответственных людей это честно признать", — подчеркнул глава государства.

Интерес у Медведева к техрегламентам возник не случайно: на технические регламенты в России возлагают большие надежды. В том числе и президент, который, как известно, выступает за энергосбережение. Последнее можно обеспечить, например, включением во все новые техрегламенты требования энергоэффективности: не прошедшее экзамен оборудование постепенно запретят.

Подобные попытки внедрения инноваций уже были: принятый техрегламент на транспортные средства тоже должен помочь распространить перспективную, с точки зрения российских властей, технологию ГЛОНАСС. Навигаторами, работающими с этой системой, должны быть обязательно оснащены автобусы и грузовики. Это поможет спасателям, к примеру, на случай аварии автобуса в сельской местности — найти его будет легче. Не нравится ГЛОНАСС — пользуйся навигатором GPS, но, будь добр, установи ГЛОНАСС в нагрузку.

Как бы то ни было, Медведев вспомнил о забуксовавшей разработке техрегламентов весьма кстати. Дело в том, что формально правительство уже и сроки поджимают. Систему стандартов закон "О техрегулировании" должен был заменить уже с 1 июля 2010 года.

Заметив интерес Медведева к реформе, к президенту обратились бывшие руководители Госстандарта, предложив просто вернуться к советской системе ГОСТов, одновременно отменив закон "О техрегулировании". Они утверждают, что советская система стандартов признана одной из лучших в мире. Поэтому, полагают эксперты, вместо реформы техрегулирования необходимо было провести модернизацию советских стандартов.

Тем временем администрация Медведева, похоже, нашла выход из положения. В Госдуму был внесен проект поправок в закон "О техрегулировании", которые позволяют правительству вводить временные правила техрегулирования, уже действующие в ЕС или у партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана (Астана, кстати, приняла уже 50 техрегламентов, значительная часть которых списана с документов ЕС). Все эти временные правила будут работать до принятия российских регламентов. Поправки президента, как обещают в Думе, будут приняты в ускоренном режиме: за неделю.

Поправки Медведева проблемы с переходом от стандартов к регламентам не решают, как и не являются прививкой от подтормаживания реформы. В Ростехрегулировании уже заявили, что прямое заимствование "чужих" техрегламентов — невозможно.

You may also like...

Adblock
detector