Знания — необходимое условие готовности. Это особенно верно для водителей, которые сталкиваются с аварийными ситуациями на дороге. Водители, успешно преодолевшие такие ситуации, не только решительны, но и опытны.
Этот опыт накапливается не только из личного, но и из общественного опыта. Специалисты по методам обучения вождению изучили и обобщили опыт многих водителей, который может стать ценным источником знаний для других водителей. Этот обобщенный опыт особенно полезен, поскольку относится к наиболее типичным и острым угрозам, с которыми сталкиваются водители. Кроме того, опыт представлен особым образом, в виде четких и лаконичных инструкций, определяющих необходимые действия в определенной последовательности. Освоение этих инструкций или алгоритмов считается необходимым этапом в развитии общей психологической готовности к аварийным ситуациям.
Что делать при аварийных ситуациях
Согласно исследованиям психолога В.А. Вавилова, изучавшего оперативную деятельность диспетчера энергосистемы, успешное преодоление аварийных ситуаций во многом зависит от конкретности соответствующих рекомендаций, которые сохраняются в долговременной памяти. Наибольшие шансы на успех — когда есть знания о конкретном алгоритме действий при аварии определенного типа. Однако задача значительно усложняется, когда оператор владеет лишь общим алгоритмом действий в чрезвычайных ситуациях в своей профессиональной области. Ситуация становится критической, когда оператор даже не вооружен таким алгоритмом.
Эта классификация может быть применена к чрезвычайным ситуациям, возникающим на дорогах. Например, при угрозе лобового столкновения неопытные водители могут резко повернуть влево, пытаясь объехать встречный автомобиль. Однако это серьезная ошибка, поскольку встречный водитель может оказаться на полосе движения лишь на мгновение, возможно, чтобы объехать выбоину на дороге. Поворачивая налево, водитель может создать угрозу лобового столкновения не только для себя, но и для других водителей на встречной полосе. Кстати, обслуживая свой автомобиль в автосервисе «Auto-Persona» на www.auto-persona.kz можно избежать многих проблем на дороге.
Все методические пособия по вождению рекомендуют при угрозе лобового столкновения со встречным автомобилем, неожиданно выехавшим на вашу полосу движения, стремиться разъехаться на правой стороне дороги, в том числе на обочине. В последнем случае необходимо резко затормозить на асфальте, чтобы избежать заноса в правый кювет. Такой занос может возникнуть, когда правое и левое колеса автомобиля встречают на дороге разное сопротивление. Последующий небольшой поворот руля влево поможет удержать автомобиль на обочине.
Однако в некоторых случаях съехать на правую обочину не представляется возможным, например, на горных дорогах, где с правой стороны находится либо отвесная скала, либо пропасть. В таких случаях водитель должен преодолеть аварийную ситуацию на имеющемся дорожном пространстве. Очень важно сохранять спокойствие и выдержку и предпринимать быстрые, решительные действия, чтобы избежать столкновения.
Заключение
В заключение следует отметить, что водители должны обладать необходимыми знаниями и опытом, чтобы справляться с аварийными ситуациями на дороге. Эти знания могут быть получены из личного или общественного опыта и часто представлены в виде четких и лаконичных инструкций или алгоритмов. Вооружение такими знаниями может позволить водителям принимать быстрые, обоснованные решения при возникновении неожиданных ситуаций на дороге, тем самым снижая риск аварий и травм.